18.01.2011 |
Реформа на транспорте: цели забыты, перспективы туманны (Часть III) |
|
Описанные негативные последствия реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте неминуемо приведут к снижению производства на отечественных предприятиях и отразятся на благосостоянии практически каждой российской семьи. На фоне же ожидающегося вступления страны в ВТО, создания Таможенного союза и Единого Экономического пространства, нагрузка на отечественный бизнес и вовсе рискует стать непомерной и привести к фатальным для нее последствиям.
Проект целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, разрабатываемый Минэкономразвития, РЖД и другими ведомствами, главными задачами до 2015г. оставляет завершение формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами, развитие института локальных перевозчиков, законодательное закрепление сетевого контракта в инфраструктурном комплексе и совершенствование системы государственного тарифного регулирования. Кроме того, документ предполагает укрупнение парка полувагонов одного из действующих крупных операторов, а также консолидацию парка частных операторов и создание для него единой управляющей компании. При этом Минэкономразвития сочло преждевременной и неоправданной либерализацию услуг локомотивной тяги, ожидаемую независимыми операторами грузоперевозок.
По оценкам авторов целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года независимые (локальные) перевозчики в ближайшие 2-3 года могут занять от 5 до 10 процентов рынка. Кто готов в короткие сроки стать локальным перевозчиком? Скорее всего, это существующие операторы подвижного состава из числа ПГК, ВГК, НПК, НТК, НТС, Трансойла и т.п., имеющие значительные парки, достаточные инвестиционные ресурсы, стабильную грузовую базу и, что немаловажно – устойчивый административный ресурс. Причем, по логике продвигаемой модели, РЖД как сетевой перевозчик, лишается права владеть подвижным составом, а локальные перевозчики, не занимающие доминирующего положения, не подлежат государственному ценовому регулированию.
Возникает закономерный вопрос: создается ли для грузовладельцев по-настоящему прозрачный и конкурентный рынок грузоперевозок, если все перевозки планируются и контролируются РЖД как владельцем инфраструктуры? Какова вероятность картельного сговора на таком рынке, да еще в условиях острейшего дефицита магистрального локомотивного парка? И главный вопрос: на сколько вырастет цена перевозки в таких условиях?
Как видно, грузовладельцы все реже связывают продолжение реализации реформы со снижением стоимости перевозок при повышении их качества. Грузовладельцы, помимо того что оказались вынужденными спонсорами, бесправны и выведены за ее рамки.
Предложения грузовладельцев о необходимости создания административных и финансовых условий для ликвидации дефицита подвижного состава всех видов, введения системы предельных уровней тарифов с выделением инфраструктурной и локомотивной составляющих, утверждения Правил недискриминационного доступа к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для всех участников перевозочного процесса, ускорения создания международной нормативной базы на транспорте в рамках ЕЭП, до сих пор остаются не услышанными.
Что же дальше? Не исключено, что РЖД продолжит продвигать идею тотального дерегулирования грузоперевозок, убеждая Правительство в том, что конкурентный рынок уже построен. Нагрузка же на государство от транспортников не только не снизится, но и увеличится: в условии снижения доходов (что естественно, ведь центрами прибыли окажутся дочерние РЖД, не подконтрольные государству, компании), а также вследствие необходимости модернизации инфраструктуры для растущей экономики страны, государству необходимо будет субсидировать РЖД во все больших и больших объемах.
В условиях подобного замкнутого круга, возможно, Правительству стоит обратить внимание на предложения тех, ради кого и задумывалась реформа? На грузовладельцев.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
04.04.2024 Угольную шахту «ММК-Уголь» приостановили из-за угрозы...
04.04.2024 Цены на уголь для потребителей РФ находятся на уровне ниже экспортных
04.04.2024 Ужесточение санкций США в отношении российских угольных компаний в...
04.04.2024 Reuters узнал о снижении экспорта российского угля в Азию на 21% за...
04.04.2024 Мечел: добыча угля выросла. Взгляд БКС
04.04.2024 Добыча угля в Индии превысила рекордные 900 млн т
04.04.2024 Уголь преткновения: удержит ли отрасль объемы добычи и экспорта
04.04.2024 Австралийский бизнесмен пошел в суд из-за санкций против России
04.04.2024 Россия снизила экспорт угля на 8% в январе
04.04.2024 Распадская отчиталась за 2023. Лучше прогнозов, но все равно слабо
04.04.2024 Возврат пошлин на уголь может остановить его поставки через западные...
04.04.2024 Импорт российского угля Китаем в начале года резко сократился
24.02.2024 Власти обсуждают экспортные пошлины на уголь. Оцениваем влияние на...
24.02.2024 "Мечел" в 2023 году снизил добычу угля на 8%, продажи коксующегося...
24.02.2024 Происходящее в Европе назвали беспрецедентным коллапсом в угольной и...
24.02.2024 Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера
24.02.2024 Минфин предложил увеличить налог на добычу угля до 380 руб. за тонну...
24.02.2024 В декабре экспорт угля из Кузбасса уменьшился на 14% из-за увеличения...
24.02.2024 Плоская надбавка к НДПИ может стать «последним гвоздем»...
24.02.2024 «Русский Уголь» предупреждает участников угольного рынка...
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|