Логин:   Пароль:    english   |   русский  
Российский рынок производства и потребления коксующихся углей
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги новости руководители отрасли карта сайта
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги
НОВОСТИ
07.03.2012 Угольные трудности


Весна, кажется, не принесла облечения кузбасским угольщикам. Сначала теплая зима в Европе, потом очередной сбой на железной дороге. Теперь, как выяснилось, новая напасть. Российским металлургам нужно меньше угля, чем обычно. И уже не по прежним ценам. На прошлой неделе ситуация, видимо, накалилась до такой степени, что страдающие не выдержали и публично рассказали о проблемах губернатору.

Связка металлурги-угольщики в Кузбассе не просто реальность, производственная цепочка. В некоторых случаях это вообще единственная возможность существования конкретных шахт. Вспомните 2009 год, когда холдинг «Сибирский деловой союз» и Магнитогорский меткомбинат подписали пятилетнее соглашение о поставках коксующегося угля. Это тогда просто спасло «Прокопьевскуголь»: когда рынок еще лежал на боку, дорогой по себестоимости прокопьевский уголь сбыть было большой проблемой. Тот же Магнитогорский меткомбинат, купив компанию «Белон», сначала разделил ее на две части – энергетическую и коксовую. Потом сделал то, чего от него и ждали: стал вкладывать деньги в модернизацию коксовых шахт.

Анжерские предприятия в свое время подхватила международная корпорация ArcelorMittal. И хотя без осложнений тут не обошлось (сначала встал вопрос о закрытии шахтоуправления «Анжерское», а в итоге оно было продано), сегодня уже осуществлен другой проект – фактически вторая жизнь дана шахте «Первомайская», где для освоения тонких пластов запущен новый комплекс.

Несколько особняком, кажется, стоит «Южкузбассуголь». Их никто спасительно не покупал. Но если разобраться, «Южкузбассуголь» стал собственностью «ЕвразХолдинга» только после двух крупных аварий, которые выявили системные проблемы в компании по части безопасности.

Действительно отдельный случай – «Распадская». Там нет единоличного металлургического владения. Есть, напротив, влияние самой угольной компании на металлургов. Но исключения, как водится, лишь подтверждают правила, игра по которым усложняется в зависимости от «веса» компании на рынке и «крепости» связей с металлургами.

«Кузбассразрезуголь» – крупнейшее угольное объединение региона – тоже принадлежит металлургам. Но другим. Не черным, а цветным. «УГМК-Холдинг», управляющий «Кузбассразрезуглем», специализируется на меди, а не на стали, чугуне и коксе, для производства которого и нужен кузбасский коксующийся уголь. При этом надо иметь в виду, что уголь коксующихся марок для «Кузбассразрезугля» не профильная продукция. Из почти 47 млн тонн угля, добытого в прошлом году, лишь чуть более 5 млн тонн угля предназначалось для металлургов. Шел он в основном на предприятия Новолипецкого меткомбината, известного в Кузбассе по своему недолгому владению «Прокопьевскуглем». Именно «шел». Потому что сейчас все отправляется на склад, сообщил на прошлой неделе глава «УГМК-Холдинга» Андрей Козицын. Причина тому в позиции металлургов. Из-за финансовых проблем на европейских рынках, пояснил Андрей Козицын, наши меткомбинаты (в первую очередь Новолипецкий) не просто уронили цены на уголь более чем в два раза от прошлогоднего уровня, но и практически отказались от потребления кузбасского угля.

Заявление выглядело бы сенсацией или, как минимум, иллюстрацией начала нового витка проблем в отрасли, если бы на поверку не оказалось, что коллеги «Кузбассразрезугля» по коксовому рынку почти не страдают. Да, о «некотором снижении» говорят практически во всех угольных компаниях. Но поясняют, что здесь сразу несколько обстоятельств. Во-первых, сбой на железной дороге (самый ощутимый был в начале февраля) еще дает о себе знать, хотя железнодорожники и чиновники уже предприняли оперативные меры реагирования. Во-вторых, на дорогах появились украинские полувагоны не очень хорошего качества. Доходит до того, что угольщикам приходится менять тележки, что, естественно, замедляет отправку топлива. В-третьих, железнодорожники в ответ на претензии угольщиков пеняют на конвенционные запрещения (такие запрещения вводятся, например, при заторах в морских портах, откуда уголь идет на экспорт), «отказные» грузоотправителей, несоответствие качества угля заключенным контрактам, неподготовленность предприятий к работе при низких температурах. Помимо этого, на объёмы вывоза продукции, считает руководство Западно-Сибирской железной дороги, влияет и технология поступления собственных полувагонов: некоторые операторы в одностороннем порядке нарушают достигнутые ранее соглашения, адресуя порожние полувагоны на станции, не предусмотренные технологией.

Каждый из такой ситуации выходит по-своему. В основном технологическим путем – перемонтажом оборудования в лавах. Сразу у нескольких угольных компаний совпали графики перемонтажа лавных комплексов, завершения отработки забоев. «Кузбассразрезуголь», понятно, другое дело – это открытые забои в разрезах. Остановить производственный процесс там в принципе можно. Технологически это возможно. Стоят же разрезы в сильные морозы, когда нельзя эксплуатировать технику. Но остановка добычи лишит людей работы. Потому и идет уголь на склад. А соответствующие службы компании заняты поиском новых рынков сбыта, прежде всего, иностранных. И это, к слову, подтверждение шаткости угольно-металлургической связки, если она не имеет поддерживающих механизмов. Случился сбой с главным потребителем. Страховки в виде экспорта, которая есть у большинства кузбасских угольщиков, «Кузбассразрезуголь» не имел. Потому все так и вышло.

Андрей Козицын говорит, что, если все в марте не поправится, в апреле компания повезет коксующийся уголь на экспорт. Но предупреждает, что у этого решения могут быть и свои последствия – вновь железнодорожные: очередной затор на путях. Такая уж особенность у кузбасского угля. Плохо угольщикам бывает по одиночке. Но рано или поздно это коснется всех.

Губернатор уже пообещал помочь. Ресурсы известные – привлечь внимание к этой проблеме федеральных министров, вице-премьеров. Схема в Кузбассе отработанная и хорошо себя зарекомендовавшая, потому что действенная. И, пожалуй, в этом нет ничего предосудительного. Угольная отрасль и система железных дорог в России до сих пор такие сферы, в которых позиция государства имеет значение. И совсем недавно государство, утвердив долгосрочную стратегию развития угольной отрасли страны, сказало «да» росту добычи угля. И в первую голову – экспорту. Понятно, что выполнить это при существующей инфраструктуре вывоза угля (а лучше железной дороги на дальние расстояния для угля ничего и не представишь) невозможно. Что уж говорить о текущих проблемах, когда сегодняшние объемы угля можно стабильно вывозить потребителям только в том случае, если в дело вмешивается государство.


Источник:   Газета "Кузбасс"

версия для печати
КОММЕНТАРИИ
Всего к этой новости комментариев 0
Ваше имя:
Текст:
Защитный код:
НОВОСТИ Последние новости
   04.04.2024 Угольную шахту «ММК-Уголь» приостановили из-за угрозы...
   04.04.2024 Цены на уголь для потребителей РФ находятся на уровне ниже экспортных
   04.04.2024 Ужесточение санкций США в отношении российских угольных компаний в...
   04.04.2024 Reuters узнал о снижении экспорта российского угля в Азию на 21% за...
   04.04.2024 Мечел: добыча угля выросла. Взгляд БКС
   04.04.2024 Добыча угля в Индии превысила рекордные 900 млн т
   04.04.2024 Уголь преткновения: удержит ли отрасль объемы добычи и экспорта
   04.04.2024 Австралийский бизнесмен пошел в суд из-за санкций против России
   04.04.2024 Россия снизила экспорт угля на 8% в январе
   04.04.2024 Распадская отчиталась за 2023. Лучше прогнозов, но все равно слабо
   04.04.2024 Возврат пошлин на уголь может остановить его поставки через западные...
   04.04.2024 Импорт российского угля Китаем в начале года резко сократился
   24.02.2024 Власти обсуждают экспортные пошлины на уголь. Оцениваем влияние на...
   24.02.2024 "Мечел" в 2023 году снизил добычу угля на 8%, продажи коксующегося...
   24.02.2024 Происходящее в Европе назвали беспрецедентным коллапсом в угольной и...
   24.02.2024 Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера
   24.02.2024 Минфин предложил увеличить налог на добычу угля до 380 руб. за тонну...
   24.02.2024 В декабре экспорт угля из Кузбасса уменьшился на 14% из-за увеличения...
   24.02.2024 Плоская надбавка к НДПИ может стать «последним гвоздем»...
   24.02.2024 «Русский Уголь» предупреждает участников угольного рынка...
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
:: Реклама :: Обратная связь ::
Metcoal LTD. ® 2005-2024
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "metcoal.ru" обязательна
Для изданий в Интернете обязательна гиперссылка на сайт "metcoal.ru" - www.metcoal.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования