10.03.2012 |
Углем все же не вышли |
|
В Минэнергоугля никак не откажутся от идеи пролоббировать ограничения по угольному импорту в Украину. Вслед за январским письмом на имя главы Кабмина руководитель этого министерства в конце февраля подписал схожее обращение в адрес недавно назначенного первого вице-премьера. Стилистикой и аргументацией эти документы, конечно, отличаются. Но суть у них одна. А именно: решить коммерческо-сбытовые проблемы украинских госшахт за счет интересов предприятий отечественного же ГМК. При этом, как и прежде, практически полностью игнорируются экономические и технологические причины, определившие необходимость украинских коксохимиков и металлургов в импортных поставках коксующихся углей.
Министерская настойчивость
Месяц назад уже затрагивали эту тему. Вкратце суть того "непростого момента" заключалась в следующем. В конце января министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко направил главе украинского правительства Николаю Азарову письмо с просьбой рассмотреть вопрос о введении ограничений на импорт в Украину углей всех марок. В качестве аргумента "за" приводился тот факт, что в связи с падением спроса металлурги сократили закупки угля на отечественных предприятиях углепрома. В результате на госшахтах образовался профицит углей "двойного назначения" (могут использоваться и в энергетике, и на нерегулярной основе для нужд коксохимии) в объеме около 400 тыс. тонн. А импорт углей при этом, особо отмечалось в письме, поддерживался на прежнем уровне.
Февральское обращение главы Минэнергоугля к первому вице-премьер-министру Валерию Хорошковскому содержит более подробную, но не менее сомнительную аргументацию в пользу ограничительных мер. Так, в документе приводятся данные о структуре поставок угля предприятиям отечественного ГМК. По оценкам министерства, доля импорта в этом сегменте отечественного угольного рынка занимает 35%. Основные 65% приходятся на продукцию отечественных угольных предприятий. Причем 57,5% необходимого металлургам и коксохимикам угля отгружается с украинских предприятий негосударственной формы собственности. На госшахты в этом сегменте приходится всего 7,5%.
В письме уточняется, что за январь и более 20 суток февраля запасы рядового угля на предприятиях отрасли увеличились на 186,3 тыс. тонн, достигнув 579,4 тыс. тонн. Приведен и список из 7 государственных шахт, которые "более всего ощущают" негативы от сложившейся ситуации. Кроме того, сделана ремарка, что эти госшахты могут ежемесячно производить около 500 тыс. тонн рядового коксующегося угля для нужд трех крупных коксохимических заводов (КХЗ) Украины. "Однако негативные тенденции на мировом и внутреннем рынке металлургической продукции привели к снижению спроса на коксующийся уголь, вследствие чего угольная продукция отечественных производителей не находит своего потребителя", – повторяют, по сути, январский тезис угольщиков составители нынешнего обращения.
Как, впрочем, и тот довод, что сегодня "наблюдается тенденция наращивания импортных объемов потребления коксующегося угля" с приближением оных к докризисному уровню. В обоснование этого приводится такая статистика. В 2008 было импортировано 12,8 млн тонн коксующегося угля, в 2009 – 7,5, в 2010 – 9,1 и в 2011 – 10,7 млн тонн. Таким образом, прирост за прошедший год составил 1,6 млн тонн. И это обстоятельство, с учетом "отказа предприятий ГМК от закупки отечественного угля", по мнению руководства Минэнергоугля, "свидетельствует о нанесении вреда" импортными поставками тем шахтам, которыми ведает министерство.
Опираясь на этот вывод, министр и просит у первого замглавы Кабмина поддержки и содействия "в увеличении доли присутствия в объемах потребления предприятий ГМК именно угля", добываемого госшахтами. На сей раз просьба одного высшего госчиновника другому изложена не в столь откровенной форме, как в январском письме министра руководителю Кабмина. Но метод лоббирования предложен такой же – "за счет уменьшения эквивалентных объемов импорта". При этом акцент делается именно на приросте импорта углей в 1,6 млн тонн, который зафиксирован в 2010-2011 годах. И ни слова об очевидном факте, что объем импорта 2011 года все еще более чем на 2 млн тонн ниже, чем в докризисном 2008 году, в соответствии с данными, приведенными в этом же обращении Ю.Бойко.
Поэтому указанные выше доводы Минэнергоугля могут показаться логичными и статистически подкрепленными только чиновникам, очень далеким от проблематики взаимоотношений отечественных угольщиков и металлургов. И то лишь до тех пор, пока они не услышат альтернативную точку зрения на проблему, представителей коксохимов ГМК. Обоснования своей позиции последние предоставляли еще в ответ на январское письмо министра. Но тезисы второй заинтересованной стороны в этом конфликте интересов актуальны и сегодня.
Когда игру диктует технология…
Один из этих тезисов можно назвать технико-производственным. "Импорт коксующегося угля надлежащего качества – острая технологическая необходимость отечественных КХЗ", – уже который год констатируют в ассоциации "Укркокс". Схожей точки зрения придерживаются и в правопреемниках ликвидированного Минпромполитики Украины – департаменте промышленной политики Минэкономразвития и Агентстве госимущества. Кроме того, с острой критикой указанных инициатив Минэнергоугля неоднократно выступали объединение "Металлургпром" и Федерация металлургов Украины. Такая позиция основана, прежде всего, на показателях качества углей украинской добычи в сравнении с импортной продукцией.
Так, одной из особенностей коксующегося угля отечественной добычи (и это подтверждено рядом украинских научно-исследовательских институтов, включая ДонНИИЧермет и УХИН) является повышенное содержание серы. Ее наличие приводит к росту затрат кокса на производство чугуна и к заметному снижению качества последнего. Данную причинно-следственную связь хорошо иллюстрирует следующий вывод отраслевых ученых: увеличение содержания серы в коксе на 0,1% приводит к повышению расхода кокса на 0,3% и на столько же снижает продуктивность доменной печи.
Содержание серы в украинских коксующихся углях составляет около 3%. Но для кокса, согласно национальным техусловиям, отмеченный показатель не должен превышать 1,6%. Иначе металлургический кокс не будет соответствовать стандартам технического качества. Поэтому наши коксохимы и вынуждены импортировать коксующийся уголь, доля серы в котором 0,5% – для смеси с отечественными углями. Ведь продукцию со столь низким включением этого элемента отечественные госшахты не добывают. И ввоз в страну зарубежного продукта выглядит технологически безальтернативным решением.
Но это не все производственные аспекты, определяющие необходимость угольного импорта для украинского ГМК. Также отечественные угли отличаются высоким показателем зольности, который от десятилетия к десятилетию лишь растет. Для сравнения: если в 1990 средний уровень золы в украинских углях для коксования составлял 29,7%, то в 2000 – уже 36,2, а в 2010 – 39,7%.
Повышенный уровень золы в коксующемся угле прямо негативно сказывается на важных технологических характеристиках кокса – его реакционной способности и послереакционной прочности. Использование кокса, изготовленного из угля повышенной зольности, приводит к увеличению расходов (как самого кокса, так и природного газа) при выплавке чугуна. Иными словами, без использования зарубежного угля сегодня в Украине физически невозможно сформировать шихту для производства кокса надлежащего качества. Из некачественной же шихты получается продукт, который на последующих этапах металлургического производства удорожает украинскую стальную продукцию и ухудшает ее эксплуатационно-потребительские свойства.
Учитывая все изложенное, более понятным выглядит еще один тезис наших коксохимиков – о дефиците в стране качественных углей для коксования. По расчетам специалистов ОП "Металлургпром" и ассоциации "Укркокс", в текущем году производство чугуна в стране может составить порядка 30 млн тонн. Для этого потребуется около 15,6 млн тонн металлургического кокса, при изготовлении которого, в свою очередь, необходимо использовать около 24,8 млн тонн концентратов коксующегося угля. Но их отечественная добыча в 2012 ожидается на уровне 17 млн тонн. И возникающий годовой дефицит в 7,8 млн тонн коксующихся углей в виде концентратов возможно закрыть лишь по импорту. А прогнозное снижение импорта кокса в текущем году по сравнению с 2011 годом специалисты "Укркокса" объясняют широким внедрением отечественными металлургами прогрессивной технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве, что позволяет существенно сократить удельный расход кокса и природного газа при производстве чугуна.
Таможенная статистика свидетельствует: в прошлом году в Украину по импорту поступило более 12,7 млн тонн угля, включая 10,74 млн тонн коксующихся марок (в смешанном виде: концентраты + рядовый уголь). (Основные регионы, откуда ввозится эта продукция – Северная Америка, Россия и Казахстан.) Более того, 57,67% в общем угольном импорте-2011 пришлось на те марки угля, которые признаны самыми пригодными для коксования – "К" (коксовые) и "Ж" (жирные). Именно они применяются на отечественных КХЗ для смеси с менее качественными углями отечественной добычи.
Без возможности импорта качественных коксующихся углей о масштабном внедрении технологии вдувания ПУТ украинским металлургам придется забыть. Как и о возможностях по формированию приемлемой себестоимости своей продукции с конкурентоспособным уровнем качества. И вряд ли при подобном варианте развития событий выгода для части государственных угольных шахт перекроет ощутимые потери для всего ГМК страны, который играет не последнюю роль в наполнении бюджетов всех уровней…
Попытка номер два
Приведенных аргументов оказалось достаточно для того, чтобы январская инициатива руководства Минэнергоугля об ограничении импорта угольной продукции в страну была отклонена на уровне тогда еще первого вице-премьера Андрея Клюева. Но идея так пришлась по душе Ю.Бойко, что он опять пытается ее реализовать в надежде на помощь недавно назначенного на этот пост В.Хорошковского, которого в целом ряде СМИ называют не иначе как бизнес-партнером Юрия Анатольевича по группе "RosUkrEnergo". Первый вице-премьер-министр уже запланировал 12 марта провести совещание по данному вопросу. Его справедливым итогом был бы тот, при котором будут учтены доводы не одного лишь угольного министра, а и металлургической отрасли – основного источника валютных поступлений в Украину.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
06.10.2024 С юга на юг
06.10.2024 Тува протянет рельс в Китай
06.10.2024 Уголь придавило сталью
06.10.2024 Андрей Чибис: уголь в ММТП будет замещаться другими грузами
06.10.2024 На Дальнем Востоке может появиться еще один угольный терминал — "Порт...
06.10.2024 Рекордные 40 миллионов тонн угля добудут в Якутии по итогам года
06.10.2024 Глобальный спрос на уголь будет оставаться неизменным до 2025 года –...
06.10.2024 Китай увеличил производство и импорт угля до рекордных значений
06.10.2024 «Нам нужно убрать уголь из Мурманска в течение 5 лет»
06.10.2024 Угольные компании РФ по итогам I полугодия показали сальдированный...
06.10.2024 Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
06.10.2024 Угольные компании Кузбасса попали под санкции США
06.10.2024 Углю сохранили мораторий на пошлину
06.10.2024 Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с...
06.10.2024 Отрицательный уголь
06.10.2024 Из угля потянулась маржа
06.10.2024 Добыча угля в Кузбассе в январе-августе снизилась на 6,6%
06.10.2024 Мировая экономика не сможет заменить российский уголь в долгосрочной...
06.10.2024 Реализация первого этапа проекта моста Джалинда - Мохэ увеличит...
06.10.2024 Цены на российский уголь падают из-за снижения спроса со стороны Китая
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|