18.04.2012 |
Развитие железных дорог Кузбасса идет параллельно с ростом добычи угля |
|
Организация перевозок угля железнодорожным транспортом имеет особую значимость для Кузбасса, так как сегодня Кемеровская область поставляет уголь не только во многие регионы России, но и в 47 стран мира. При этом 90% перевозок осуществляется по железной дороге.
Каждая пятая тонна груза, которая отправляется по железным дорогам страны, идёт из Кузбасса (18% всех грузов страны), сообщил губернатор Кузбасса Аман Тулеев на заседании Сибирского межрегионального транспортного координационного совета по вопросам вывоза угля, которое прошло 17 апреля в Кемерово.
В заседании приняли участие губернатор А.Г.Тулеев, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, депутаты Госдумы РФ, специалисты обладминистрации и представители других регионов.
Губернатор подчеркнул, что за 15 лет угольная отрасль Кузбасса кардинально изменилась. За эти годы в неё инвестировано более 400 млрд рублей. Запущены в эксплуатацию 65 новых современных угольных предприятий по добыче и переработке угля. Повышена производительность труда в 2,4 раза - с 83 тонн на одного рабочего в 1998 году до 203 тонн в 2011 году. В результате добыча угля выросла практически в 2 раза. В 2011 году шахтеры региона добыли рекордный объём за всю историю угледобычи в Кузбассе – 192 млн тонны угля. Сегодня Кемеровская область добывает 57% российского угля и 75% наиболее ценных коксующихся марок. Таким образом, кузбасским углем закрываются все внутренние потребности экономики страны, как в энергетическом, так и в коксующемся угле. Более того, за счёт Кузбасса Россия сегодня третья страна по объёму экспорта угля в мире после Австралии и Индонезии.
Развитие железной дороги всегда шло и продолжает идти параллельно с увеличением добычи угля. В 2002 году была принята программа развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кемеровской области. В целом, за 2002-2011 годы на эти цели было направлено 34 млрд рублей инвестиций, в том числе 22 млрд рублей компанией «РЖД». В результате на средства железной дороги введены в эксплуатацию: 44 км вторых путей на направлении Артышта–Междуреченск; удлинены приёмоотправочные пути на 20-ти станциях, проведена реконструкция сортировочной станции Новокузнецк–Восточный, станции Артышта-2, приобретено 89 локомотивов. Полностью модернизирована вся инфраструктура ключевых железнодорожных станций Кузбасса (Топки, Анжерская, Тайга, Ерунаково, Прокопьевск, Промышленная).
В реализации этой программы также приняли участие около 30 угольных компаний и промышленных предприятий Кузбасса - Кузбассразрезуголь, ЕвразХолдинг, Южкузбассуголь, СУЭК, Кузбассуголь, Сибирский Деловой Союз, Кузбасская топливная компания и др. Впервые за всю историю Кузбасса они вложили в железнодорожную отрасль 12 млрд рублей, из своей прибыли.
24 января 2012 года Правительством РФ утверждена новая программа развития угольной промышленности до 2030 года, по которой в ближайшие 15 лет в Кузбассе будет построено ещё 38 новых предприятий по добыче и переработке угля. Особая роль в ее реализации отводится железнодорожному транспорту, прежде всего, строительству и расширению инфраструктуры и оптимизации перевозок.
Аман Тулеев отметил, что в прошлом году в Кузбассе появились серьёзные проблемы с вывозом угля. На станциях и подъездных путях ежесуточно простаивало более 20 тыс. единиц порожних полувагонов. Но отгружалось в сутки около 7 тыс. В тоже время, на складах лежало до 15 млн тонн угля, а по нормативу должно быть 6,6 млн тонн. В 2011 году только на территории Кемеровской области перевозкой грузов занимались 230 операторов, каждый из них диктовал свои условия, свой тариф.
Вместе с ОАО «РЖД» было принято решение – сократить количество операторов в регионе с 230 до 12, то есть в 19 раз. «Сегодняшний день показал, что этот шаг был правильным», - сказал губернатор. Так, за первый квартал 2012 года отгружено 47,5 млн тонн угля, это на 1,2% больше, чем в прошлом году. При плановой погрузке 7,6 тыс. полувагонов в сутки, фактически в I квартале грузили до 8 тыс. полувагонов. Вместе с тем, на 1 апреля 2012 года на складах лежит ещё 10 млн тонн угля, то есть, в полтора раза выше нормы.
К 2015 году встанет задача отгружать уже 214 миллионов тонн угля. И тогда в Кузбасс нужно вводить не 8 тыс. полувагонов, как сегодня, а 10 тыс. Для решения данных задач, по мнению губернатора, необходимо, чтобы вагоны шли по спланированным маршрутам, согласованным между операторами, железной дорогой и угольщиками.
Кроме того, требуется пересмотреть нормативную базу по срокам доставки грузов, которая утверждена еще в далеком 1951 году. Сейчас техническое оснащение железной дороги принципиально другое: мощные локомотивы, система полной автоматизации, компьютеризация, а сроки доставки грузов остались такими же, как и 60 лет назад.
Еще одно направление, на котором заострил внимание губернатор – это включение Кемеровской области в Госкорпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Задача этой организации – реализация инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, металлургии и на транспорте. Для Кузбасса эти направления – ключевые. Крупные холдинги (Евраз, СУЭК, УГМК, Мечел и др.) активно инвестируют средства в строительство железнодорожной инфраструктуры и угольных терминалов в портах, где находятся самые ёмкие и быстро растущие рынки для кузбасских грузов. Но пропускная способность железных дорог в этом направлении сегодня не отвечает потребностям региона. С включением Кузбасса в Госкорпорацию появится возможность получить средства на развитие Транссиба и БАМа, - подытожил свое выступление Аман Тулеев.
Владимир Якунин отметил необходимость инвестиций для снятия инфраструктурных ограничений, подчеркнув, что «только на развитие Байкало-Амурской и восточной части Транссибирской магистрали до 2020 года потребуется 918 млрд рублей в ценах прошлого года». Позитивным примером совместного подхода к решению общих задач является подписанное 24 января 2012 года в Кемерово соглашение, консолидирующее интересы государства, грузоотправителей и ОАО «РЖД» в области развития железнодорожной инфраструктуры под гарантированные в долгосрочной перспективе объемы перевозок грузов, которое определяет четкий алгоритм мер по обеспечению синхронного развития инфраструктуры железных дорог и других отраслей экономики.
Владимир Якунин озвучил ряд мер, направленных на увеличение пропускных способностей железных дорог. Необходимо заключить долгосрочные двухсторонние соглашения между ОАО «РЖД» и грузоотправителями, гарантирующими определенные объемы перевозок; на основе данных об объемах перевозок определить наиболее «узкие» инфраструктурные места и необходимые мероприятия для увеличения их пропускной и перерабатывающей способности с учетом планируемого развития регионов; оценить эффективность инвестиционных проектов ОАО «РЖД», подготовить комплексные инвестиционные проекты по развитию территории региона на условиях государственно-частного партнерства за счет бюджетных ассигнований.
Начальник Западно-Сибирской железной дороги предложил «для реализации «Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на 2015 и 2020 годы» подготовить обращение в Правительство о необходимости оказания государственной поддержки для устранения «узких» мест и повышения пропускных способностей инфраструктуры.
В рамках решения вопросов вывоза грузов участникам заседания предложен комплекс мер, в частности, рекомендовать руководителям угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий обеспечить равномерное предъявление груза к перевозке в течение 2012 года; продолжить работу в части заадресовки порожних полувагонов в Кузбасс с учетом особенностей технологии работы Западно-Сибирской железной дороги в рамках заключенных с грузоотправителями и операторами подвижного состава соглашений; продолжить дальнейшую оптимизацию количества операторов (собственников) подвижного состава, работающих на основных углепогрузочных станциях для недопущения образования излишка порожнего подвижного состава; при планировании объемов погрузки сбалансировать объем ремонта инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного транспорта и предприятий.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
06.10.2024 С юга на юг
06.10.2024 Тува протянет рельс в Китай
06.10.2024 Уголь придавило сталью
06.10.2024 Андрей Чибис: уголь в ММТП будет замещаться другими грузами
06.10.2024 На Дальнем Востоке может появиться еще один угольный терминал — "Порт...
06.10.2024 Рекордные 40 миллионов тонн угля добудут в Якутии по итогам года
06.10.2024 Глобальный спрос на уголь будет оставаться неизменным до 2025 года –...
06.10.2024 Китай увеличил производство и импорт угля до рекордных значений
06.10.2024 «Нам нужно убрать уголь из Мурманска в течение 5 лет»
06.10.2024 Угольные компании РФ по итогам I полугодия показали сальдированный...
06.10.2024 Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
06.10.2024 Угольные компании Кузбасса попали под санкции США
06.10.2024 Углю сохранили мораторий на пошлину
06.10.2024 Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с...
06.10.2024 Отрицательный уголь
06.10.2024 Из угля потянулась маржа
06.10.2024 Добыча угля в Кузбассе в январе-августе снизилась на 6,6%
06.10.2024 Мировая экономика не сможет заменить российский уголь в долгосрочной...
06.10.2024 Реализация первого этапа проекта моста Джалинда - Мохэ увеличит...
06.10.2024 Цены на российский уголь падают из-за снижения спроса со стороны Китая
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|