Логин:   Пароль:    english   |   русский  
Российский рынок производства и потребления коксующихся углей
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги новости руководители отрасли карта сайта
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги
НОВОСТИ
08.08.2013 Уголь на крови


Ежегодно в России происходит десяток аварий на шахтах, в результате которых погибает 100–150 шахтёров. Для Европы или Японии это запредельно высокие цифры, которые наши чиновники объясняют устаревшим оборудованием, миллиардными капиталовложениями и низкой эффективностью угледобычи. Якобы это нерентабельная дотационная отрасль, которую власть поддерживает во избежание массовой безработицы и социальных взрывов. На самом деле всё наоборот: спрос на угль растёт, Россия вошла в тройку мировых экспортёров. Основные производители показывали прибыль даже в кризисные 2008–2009 годы. А российских запасов хватит ещё на полтысячелетия.

Дают стране угля

В ночь на 9 мая 2010 г. в забое шахты «Распадская» на Кузбассе произошли два взрыва метана, в результате чего погиб 91 шахтёр. Последовавшая за этим остановка шахты повлекла за собой сокращение производства коксующегося угля в стране на 11%. В Кремле на совещании у вице-премьера Игоря Сечина обсуждалось, как не допустить остановки металлургических и химических предприятий, завязанных на уголь «Распадской». Сегодня в энергобалансе страны уголь составляет более 25%, а к 2020 г. его доля в работе тепловых электростанций должна достигнуть 31–38%.

В России сосредоточено до трети мировых запасов угля, причём около 70% составляет качественный бурый уголь, – говорит доцент Горного института Денис Рачков. – Угольные бассейны доступны, соответственно и себестоимость угля должна быть намного ниже, чем в Германии или Китае. Причём уголь – вовсе не топливо из прошлого: за последние десять лет его экспорт вырос в три раза! В Китае уголь занимает 70% в балансе энергопотребления, страна добывает 3,5 миллиарда тонн в год, и при таких темпах запасы Поднебесной кончатся через 38 лет. В Германии угля хватит на 25 лет, в Индонезии – на 17, а в России – на 500 лет! Ещё 10 лет назад энергетики в России предпочитали тогда ещё дешёвый газ, но сегодня спрос на уголь растёт и на внутреннем рынке.

Дотации угольной отрасли в России прекращены в 1990-е годы, но голодные шахтёры давно не стучат касками по Горбатому мостику у Дома правительства. Около 80% шахт в стране принадлежит частным компаниям. Всего в России добывают уголь около 200 тыс. человек. Средняя зарплата шахтёра составляет 50–60 тыс. рублей. Это уже не большие советские тыщи, когда горняки летали на выходные из Воркуты в Сочи искупаться, но сравнительно неплохие деньги. Тем более что смена обычно 6-часовая (правда, в глубоких шахтах до забоя два часа туда-обратно), отпуск по 60–80 дней. Да и в породу не нужно вгрызаться со стахановским отбойником. Сегодня они используются лишь точечно, а промышленная добыча ведётся комбайном, который за смену даёт 3 тыс. т угля. А долгосрочная программа развития угольной промышленности до 2030 года предсказывает повышение производительности труда в 5 раз!

Конечно, добыча угля – дело недешёвое: хороший комбайн стоит 100 млн. рублей, а построить с нуля шахту – 20 миллиардов. Другое дело, что этот бизнес всё равно прибыльный. Взять, например, «Воркутауголь»: суровые заполярные условия, шахты по 300 метров в глубину. Однако себестоимость тонны угля – 1,2 тыс. рублей, после обогащения – 3,5 тыс., а рыночная цена – около 6 тысяч. Это при том что в 2011 г. цены на уголь упали и скоро обещают вырасти. Однако оборот шахты достигает 35 млрд. рублей, а чистая прибыль – 12 миллиардов. На Кузбассе, где добывается 60% российского угля, условия мягче и себестоимость ниже.

Если посмотреть показатели крупнейших угольных компаний, то они живут очень неплохо. Даже в «кризисном» 2009 г., когда отрасль завалилась на 10% и добыли всего-то 329 млн. т, оборот Сибирской угольной энергетической компании превысил 100 млрд. руб., прибыль – около 7 млрд. «Кузбассразрезуголь», осваивающий 17 месторождений в Кемеровской области, добыл угля на 50 млрд. руб., а прибыль составила 7,4 миллиарда. Компания «Южкузбассуголь», объединяющая 12 шахт, 2 обогатительные фабрики и 13 вспомогательных предприятий, также вышла на прибыль в 186 млн. рублей. Тем не менее на процветающих предприятиях гибнут сотни людей.

В шахте нечисто

За полтора месяца 2013 г. – три аварии. 7 января в Киселёвске на шахте №7 в результате обрушения породы погиб горняк. 20 января рванул метан в забое под Прокопьевском – 8 погибших. А 11-й взрыв в шахте «Воркутинская» унёс жизни 18 шахтёров. Скорбный список стабильно высок год от года: например, в 2010 г. в 22 катастрофах на угольных шахтах погибли 142 горняка. Причём, в число жертв не попадают люди, скончавшиеся спустя несколько недель или ставшие тяжёлыми инвалидами.

В последние годы аварии с большими человеческими жертвами происходят только в трёх странах: России, Украине и Китае. И только в них эксплуатируют шахты, которым больше ста лет. В Германии, например, последняя крупная авария относится к 1962 г., когда взрыв рудничного газа унёс жизни 298 шахтёров. Правительственная комиссия установила, что газ скопился из-за плохой вентиляции, и вскоре власти ужесточили требования к безопасности для шахт.

Вы представляете, сколько стоит улучшить вентиляцию шахты, расположенной на глубине метров в триста? – говорит экономист Владимир Гуревич. – Если бы германское правительство вместе с новой техникой безопасности не выделило владельцам шахт дотации, они бы разорились. Во избежание затрат в России из аварий стараются не делать системных выводов, прячась за человеческий фактор: якобы, к жертвам привело несоблюдение техники безопасности. На самом деле это несоблюдение спровоцировано множеством организационных нюансов.

В шахте «Северная» в Коми подъёмная машина дышала на ладан, что в итоге привело к аварийному «приземлению» клети с двумя шахтёрами. Кто виноват? Естественно, машинист подъёмной машины. 67 человек погибли в результате взрыва в шахте «Зыряновская», не наказан никто из её руководства или материнской компании «Южкузбассуголь». Причиной аварии признана случайность: комбайнёр качалкой комбайна раздавил самоспасатель (вроде шахтёрского противогаза), из-за чего рванул скопившийся метан. А откуда он там взялся, если шахта оборудована датчиками? Расследование показало, что руководство шахты знало о скоплении газа. Но подготовительные работы по пуску лавы отставали от графика, и её решили запустить сразу прямым ходом.

Виновниками катастрофы на «Распадской» названы горный инженер и оператор системы безопасности, которые знали о высокой концентрации в шахте метана и специально нарушили работу автоматики. Такая же картина сложилась в ходе расследования взрыва на «Ульяновской»: на скамье подсудимых – механики и электрослесари, которые боролись с английской аппаратурой аэрогазового контроля. Они перерезали провода, вносили изменения в программное обеспечение. О высокой концентрации метана, разумеется, все знали, но начальство требовало план, а зарплата шахтёров зависит от нормы выработки. В результате – 110 трупов.

В шахтах обязательно есть датчики. Часто на входе стоит алкотестер, а на каске каждого шахтёра стоит радиомаяк или даже видеокамера, – говорит горный инженер Кирилл Ерёменко. – А что толку, если над всей этой системой стоит план? У шахтёров особая психология: надо – значит, надо. Ради благополучия семьи мужик должен рисковать. Товарищ пошёл – значит, и я пойду. Они считают свою работу русской рулеткой и часто отказываются менять фартовые каски, как положено, раз в три года. И их мужеством пользуются, на них экономят, выжимают все соки.

В подавляющем большинстве случаев причиной аварии является выброс метана или взрыв метано-воздушной смеси. 80–90% аварий приходится на Кемеровскую область, хотя угледобыча ведётся в 25 субъектах Федерации. Когда с интервалом в два месяца произошли катастрофы в шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» (110 и 38 погибших соответственно), принадлежащих компании «Южкузбассуголь», губернатор Кемеровской области Аман Тулеев потребовал сменить собственника или отозвать у него лицензию. Но ни того, ни другого не произошло: компания успешно сотрудничает с областными властями.

Кстати, в конце 1990-х при Тулееве создали фонд якобы для ликвидации последствий паводков. Там аккумулировались огромные средства, распоряжаться которыми мог только губернатор. Платили в фонд все предприятия области, в том числе и шахты, официально считавшиеся банкротами. И нет ничего удивительного, что забота о безопасности шахтёров отходила на второй план.

Сегодня правительство готовит горнякам новую подставу: ограничение экспорта коксующихся углей. Этого давно добивается металлургическое лобби: дефицит угля потянет вверх мировые цены на железную руду и сталь. На внутренних поставках пока далеко не уедешь – значит, угольным шахтам придётся сокращать производство и увольнять людей. Тех самых, которые готовы работать даже в загазованных шахтах.


Источник:   Аргументы Недели

версия для печати
КОММЕНТАРИИ
Всего к этой новости комментариев 0
Ваше имя:
Текст:
Защитный код:
НОВОСТИ Последние новости
   04.04.2024 Угольную шахту «ММК-Уголь» приостановили из-за угрозы...
   04.04.2024 Цены на уголь для потребителей РФ находятся на уровне ниже экспортных
   04.04.2024 Ужесточение санкций США в отношении российских угольных компаний в...
   04.04.2024 Reuters узнал о снижении экспорта российского угля в Азию на 21% за...
   04.04.2024 Мечел: добыча угля выросла. Взгляд БКС
   04.04.2024 Добыча угля в Индии превысила рекордные 900 млн т
   04.04.2024 Уголь преткновения: удержит ли отрасль объемы добычи и экспорта
   04.04.2024 Австралийский бизнесмен пошел в суд из-за санкций против России
   04.04.2024 Россия снизила экспорт угля на 8% в январе
   04.04.2024 Распадская отчиталась за 2023. Лучше прогнозов, но все равно слабо
   04.04.2024 Возврат пошлин на уголь может остановить его поставки через западные...
   04.04.2024 Импорт российского угля Китаем в начале года резко сократился
   24.02.2024 Власти обсуждают экспортные пошлины на уголь. Оцениваем влияние на...
   24.02.2024 "Мечел" в 2023 году снизил добычу угля на 8%, продажи коксующегося...
   24.02.2024 Происходящее в Европе назвали беспрецедентным коллапсом в угольной и...
   24.02.2024 Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера
   24.02.2024 Минфин предложил увеличить налог на добычу угля до 380 руб. за тонну...
   24.02.2024 В декабре экспорт угля из Кузбасса уменьшился на 14% из-за увеличения...
   24.02.2024 Плоская надбавка к НДПИ может стать «последним гвоздем»...
   24.02.2024 «Русский Уголь» предупреждает участников угольного рынка...
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
:: Реклама :: Обратная связь ::
Metcoal LTD. ® 2005-2024
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "metcoal.ru" обязательна
Для изданий в Интернете обязательна гиперссылка на сайт "metcoal.ru" - www.metcoal.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования