24.02.2014 |
Лисинский миллиард |
|
Группа Новолипецкого меткомбината, ключевым бенефициаром и главой совета директоров которой является Владимир Лисин, презентовала стратегию работы на период до 2017 года. Акцент сделан на усиление бизнес-эффективности, минимизацию инвестиций и самообеспечение сырьем. В конечном счёте стратегия должна принести группе миллиард долларов ежегодной экономии.
Недавно группа Новолипецкого меткомбината (НЛМК; Россия) представила в Лондоне стратегию своего развития на 2014-2017 годы совокупной стоимостью 1,6 млрд долл. К 2018 году стратегия должна обеспечить холдингу ежегодный экономический эффект в 1 млрд долл. Президент группы Олег Багрин сообщает, что стратегия нацелена на раскрытие внутреннего потенциала компании через повышение операционной эффективности производственной цепочки, усиление вертикальной интеграции и самообеспечение по главным видам сырья, рост продаж продукции с высокой добавленной стоимостью, а также продолжение программ в области экологии, промышленной безопасности и развития человеческого капитала. По словам топ-менеджера, новая стратегия означает новый этап развития группы.
При этом она продолжит консервативную финансовую политику, нацеленную на дальнейшее сокращение долговой нагрузки и финансирование инвестпроектов за счет внутренних средств. Благодаря такому подходу планируется довести отношение чистого долга к EBITDA до единицы (ныне – 1,87).
По срокам планов
Ядро стратегии-2017 – минимизация инвестиционных планов. О.Багрин констатирует: "За последние 10 лет мы инвестировали в развитие 11 млрд долл., удвоив масштабы бизнеса (в т.ч. 8 млрд только за 2008-2012). Теперь наша задача – использовать потенциал созданной платформы для обеспечения дальнейшего роста и формирования акционерной стоимости. Мы собираемся кардинально улучшить операционную эффективность и качество бизнес-процессов, повысить самообеспеченность основными видами сырья, однако успех стратегии будет зависеть и от реализации более 100 инвестпроектов с высокими требованиями к возврату вложенных средств. Именно сочетание операционных и инвестиционных мер должно обеспечить устойчивое развитие группы при различных условиях рынка".
80% плановых инвестиций, т.е. 1,33 млрд долл., пойдет на то, чтобы к 2018 году расширить мощности Стойленского ГОКа (г. Старый Оскол Белгородской области) на 12 млн тонн сырой руды в год, до 42 млн тонн в год, или 19,5 млн тонн концентрата в эквиваленте. Также к 2016 году предполагается создать на базе ГОКа фабрику окомкования годовой мощностью 6 млн тонн окатышей, с перспективой расширения до 7,2 млн тонн. А вот освоение двух подконтрольных месторождений коксующегося угля, Усинского-3 (Республика Коми) и Жерновского-1 (Кузбасс), отложено, т.к. сегодня НЛМК выгоднее закупать это сырье на свободном рынке по низким ценам. Не предусмотрено и приобретение новых активов: В.Лисин недавно заявил, что не видит на рынке чего-либо интересного.
Уточним, железорудные проекты призваны увеличить обеспеченность холдинга собственным ЖРС с 85% до 100%, снизив себестоимость сляба на 36 долл./тонн. Прочие меры должны довести экономию до 45-50 долл./тонн к уровню 2013 года (329 долл./тонн в ІІІ квартале), что к 2018 году может дать компании совокупный дополнительный доход к EBITDA в 1 млрд долл. в год при росте продаж металла на 9,4%, до 16,3 млн тонн/год. Основной эффект должны дать именно "сырьевые" мероприятия – в размере 480 млн долл. чистого дохода. Кроме них, 330 млн долл. принесет внедрение "Производственной системы" группы (повышение эффективности в каждом дивизионе), а оставшиеся 190 млн долл. – рост продаж, рост доли внутреннего рынка в сбыте с 39% до 45% и рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью с 35% до 40%.
О.Багрин резюмирует: "В прошлом мы неизменно достигали поставленных целей и полагаем, что стратегия позволит нам укрепить лидирующее положение в отрасли". Но эксперты более осторожны в оценках и отмечают, что инвесторы сдержанно воспринимают новые планы НЛМК. Экономист ИК "Брокеркредитсервис" (РФ) Олег Петропавловский считает их выполнение вполне реальным, т.к. новые железорудные проекты принесут холдингу дополнительный денежный поток. И это не первая крупная российская меткомпания, которая отказывается от дальнейшего расширения в пользу эффективности и оптимизации. Например, "Северсталь" еще в 2011 году объявила, что впредь будет концентрироваться на укреплении своих ключевых преимуществ, а не на экстенсивном развитии. В 2012 году от масштабных приобретений отказался "Евраз". Отраслевой аналитик Владимир Пиковский говорит, что в данном случае россияне делают то же, что и остальные крупные металлурги (за пределами Китая) – работают над себестоимостью и вкладываются либо в проекты с быстрой отдачей, либо важные стратегически. У "Северстали" или Магнитогорского МК крупных стратегических проектов почти не осталось, а тот же "Евраз" инвестирует очень выборочно и осторожно. Рыночная ситуация остается сложной, и ужиматься приходится всем, даже большим интегрированным операторам.
На тревожном фоне
Действительно, в 2013 году производство проката федеральными метпредприятиями упало на 2%, до уровня в 55 млн тонн. Не стала исключением и группа Лисина, которая за год нарастила выплавку стали (на 3,4%, до 15,4 млн тонн). Но в то же время на 2,3% уменьшила продажи (до 14,8 млн тонн). Впрочем, в группе последнее объясняют прежде всего сокращением сбыта товарного чугуна на 72,5%, до 169 тыс. тонн, тогда как реализация различного листа ослабла только на 4,7% (до 8,5 млн тонн), а сортового проката – и вовсе выросла сразу на 18%, почти до 1,7 млн тонн. Прогресс по сорту, несомненно, связан с запуском завода "НЛМК Калуга" годовой производительностью 0,9 млн тонн сортового и фасонного проката строительного сортамента.
Однако на фоне определенного позитива владельцам холдинга трудно скрыть беспокойство. По словам В.Лисина, металлургия России нуждается в поддержке государства. Правда, эти слова звучали в Лондоне об аутсайдерах, группа которых образовалась в отрасли, но ни для кого не секрет, что неоднозначна и общая обстановка. В целом собственник НЛМК ожидает закрытия небольших высокозатратных предприятий и вообще выведения неэффективных мощностей. Наблюдатели допускают, что первый кандидат на выход – это группа "Мечел", чей чистый долг в начале года достиг 9,4 млрд долл. При этом на фоне снижения внутреннего производства растет импорт, который в 2013 году достиг 8 млн тонн, или около 20% общего потребления. Иными словами, спрос есть, но он все больше удовлетворяется импортом.
В числе своих проблем металлурги РФ называют перекрестное субсидирование в электроэнергетике и на ж/д транспорте, которые де-факто дотируются за счет более-менее успешных отраслей промышленности. Кроме того, меткомпании лоббируют свое освобождение от налога на землю, как это сделано для РЖД. В.Лисин сетует: "При существующей дороговизне заемных денег падает возможность кредитного рычага для тех ведущих операторов, у кого высокая долговая нагрузка. Они находятся на грани. Чего ждать? Когда они дойдут до такого состояния, как те маленькие, что уже закрылись из-за плохого рынка? Все эти вопросы нужно решать как можно скорее, одна лишь раздача денег тут не подходит". В ответ Москва предлагает продлить до конца 2015 года льготные правила предоставления госгарантий в отрасли и усовершенствовать их механизм при рефинансировании долгов, возникших из-за масштабных инвестпроектов. Наряду с этим возможна бюджетная поддержка консервации мощностей.
И все-таки в НЛМК не теряют оптимизма. Так, на 2014 год группа наметила дальнейший рост выплавки стали – на сей раз на 4% до уровня 16 млн тонн. При этом развернется выполнение стратегии-2017, которая должна оздоровить корпоративный бизнес.
Для Украины же специалисты в данном случае делают два принципиальных вывода. Во-первых, металлурги остаются в трудной ситуации и в России, и в других металлургических державах мира, а не только в нашей стране, где отраслевые показатели снова упали в январе после слабого восстановления в 2013. Во-вторых, эта трудная ситуация способна быть стимулом дальнейшего развития металлургического бизнеса через усиление его эффективности, а не просто сжатия производства и продаж в ожидании лучшей конъюнктуры.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
01.04.2025 Российские компании начали останавливать поставки коксующегося угля в...
01.04.2025 Кокс придавило ценами
01.04.2025 Кокс придавило ценами
30.03.2025 Россия стремительно теряет угольный рынок Южной Кореи
30.03.2025 Монголии некуда девать уголь
30.03.2025 Любовь Трампа к углю разбивается об экономическую реальность рынка
30.03.2025 Уголь закоксовал по Западу
30.03.2025 В правительстве Кузбасса назвали причины угольного кризиса
30.03.2025 Минэнерго изучает возврат к заключению соглашений с регионами о...
30.03.2025 «Якутуголь» планирует нарастить добычу еще на 1,5 млн...
30.03.2025 Казахстан и Россия обсудили транзит российского угля в Китай
30.03.2025 Экономика перевалки угля через порты Арктики не складывается
30.03.2025 Экспорт угля по сети РЖД вырос в январе-феврале на 3,8% до 30,5 млн...
30.03.2025 Якутия стала лидером по добыче угля на Дальнем Востоке
30.03.2025 Попытка Индонезии контролировать цены на уголь столкнулась с...
30.03.2025 Кузбасс и Хакасия на краю угольной пропасти: выход из кризиса будет...
30.03.2025 Ростехнадзор приостановил добычу угля на шахте имени Тихова в Кузбассе
30.03.2025 Россия обновила рекорд поставки угля в Турцию
30.03.2025 В Кемеровской области проверят приватизацию Кузбасской топливной...
30.03.2025 Восемь угледобывающих предприятий Кузбасса остановили работу
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|