04.03.2015 |
Угольная промышленность России зря понадеялась на Китай |
|
Возможности увеличения поставок российского угля на экспорт сейчас неоднозначно оценивается отраслевыми аналитиками. С одной стороны, краткосрочные прогнозы говорят о нарастании динамики, сложившейся в предыдущий период, с другой – о снижении спроса со стороны таких крупнейших потребителей, как Индия и Китай. Обсуждению основных проблем в сфере поставок российского угля за рубеж был посвящен целый ряд экспертных дискуссий, состоявшихся в Москве.
Впервые за последние годы объемы экспортных отправок российского угля в страны АТР превысили отгрузки в европейском направлении. В минувшем году в Европу было экспортировано 60 млн тонн угля из России, в страны АТР - 65 млн тонн. При этом, как отмечает Александр Григорьев, руководитель департамента исследований ТЭК ИПЕМ, сложившаяся на сегодняшний день устойчивая тенденция увеличения доли экспорта угля сопровождается одновременной стагнацией его потребления на внутреннем рынке. Таким образом, из основного драйвера роста угольной промышленности РФ экспорт превратился в единственную опору для сохранения добычи на текущем уровне.
Еще недавно ожидания участников рынка были связаны с тем, что Китай, Индия, Япония и Корея, которые вместе представляют около 25% совокупного спроса на уголь (180 млн тонн), удвоят импорт энергетического угля в течение следующих пяти лет. Но сегодня такие прогнозы готовы подвергнуться корректировке. Уточнения связаны, прежде всего, с нашим ближайшим восточным соседом – Китаем, который потребляет до 50% мирового объёма энергетического угля. Однако на фоне замедления темпов роста ВВП здесь наблюдается структурная перестройка экономики от энерго- и ресурсозатратных в сторону более высокотехнологичных производств, что успело найти свое отражение в статистике минувшего года и наложить отпечаток на дальнейшие планы китайских производителей. Так, в 2014 году объём импорта угля в Китай составил около 291.22 млн тонн, что на 10.9% меньше, чем в 2013 году.
Как рассказал Пётр Цзяо, представитель Китайской ассоциации импортёров угля, причиной изменения угольного рынка страны стали такие факторы, как замедление экономического роста и наращивание угледобывающих мощностей внутри КНР. В течение последних четырех лет в развитие угольной промышленности страны было инвестировано около 2 трлн юаней. Это привело к тому, что ежегодная мощность добычи угля достигла 4.88 млрд тонн, превысив текущий спрос на 880 млн тонн. По оценке китайских экспертов, в этом году цена на энергетический уголь на китайском рынке может снизиться еще на 10-15%, а цена на коксующийся уголь – на 25-35%.
Здесь определенной страховкой для отечественных угледобывающих компаний и перевозчиков могло бы стать увеличение выработки угля для внутреннего потребления. Но внутренний рынок нуждается в развитии, которое практически невозможно без активного вливания государственных средств. Многие тепловые электростанции на угольном топливе выработали свой ресурс и находятся на грани рентабельности. А стабилизация электропотребления с вводом новых мощностей (одна только госпрограмма развития атомной энергетики, принятая в июне прошлого года, предусматривает ввод 12 энергоблоков к 2020 году) приведёт к дальнейшему сокращению выручки угольных электростанций. Таким образом, поставки за рубеж продолжают оставаться своеобразной «ахиллесовой пятой» для развития отечественной угольной отрасли, поскольку зависимость от внешнего рынка – это зависимость от такого рода экономических явлений, которые фактически не поддаются влиянию ни со стороны государства, ни со стороны отдельных компаний.
Однако есть факторы, на которые влиять можно и нужно. Если растущий в предыдущие годы спрос на внешнеторговые перевозки насыпных и навалочных грузов, включая уголь, требовал расширения соответствующей транспортной и портовой инфраструктуры, главным образом, в Дальневосточном бассейне, то сегодняшняя ситуация, скорее, заставляет и грузовладельцев, и перевозчиков оптимизировать свои инвестиционные планы. Как предупреждают эксперты, реальная грузовая база, которая может быть предъявлена к отправке на экспорт, может оказаться ниже совокупной мощности российских угольных терминалов в дальневосточных портах.
В то же время, как отметила эксперт ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова, кроме индикаторов инвестиционной эффективности существует еще ряд параметров, позволяющих улучшать качество транспортировки угольных грузов. «Уже очевидно, что уровень управления перевозочным процессом не соответствует уровню перевозок на сети РЖД. За последнее десятилетие изменился объем перевозки, география поставок, экономические связи. Но нет четкой скоррелированности этих изменений не только с точки зрения вложения инвестиций в инфраструктуру, но даже с точки зрения проведения оперативной работы в целом», - подчеркнула она. По мнению Софьи Катковой, сегодня системные проблемы железнодорожных перевозок массовых грузов, в первую очередь, угольных, можно разделить на три блока. В первую очередь, это вопросы технической и технологической оснащенности терминалов выгрузки угля, работающих по старым грейферным технологиям, а так же наличие «узких мест» на инфраструктуре РЖД. Не меньшее значение играют проблемы управленческого характера, в том числе низкий уровень организационно-технологической культуры и отсутствие систем сквозного планирования перевозок. Третьим слабым звеном является информационная составляющая перевозок, одной из главных характеристик которой, по словам эксперта, становится изолированность каждого отдельного звена в цепочке поставок – грузовладельцев, железнодорожников, стивидоров.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
06.10.2024 С юга на юг
06.10.2024 Тува протянет рельс в Китай
06.10.2024 Уголь придавило сталью
06.10.2024 Андрей Чибис: уголь в ММТП будет замещаться другими грузами
06.10.2024 На Дальнем Востоке может появиться еще один угольный терминал — "Порт...
06.10.2024 Рекордные 40 миллионов тонн угля добудут в Якутии по итогам года
06.10.2024 Глобальный спрос на уголь будет оставаться неизменным до 2025 года –...
06.10.2024 Китай увеличил производство и импорт угля до рекордных значений
06.10.2024 «Нам нужно убрать уголь из Мурманска в течение 5 лет»
06.10.2024 Угольные компании РФ по итогам I полугодия показали сальдированный...
06.10.2024 Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
06.10.2024 Угольные компании Кузбасса попали под санкции США
06.10.2024 Углю сохранили мораторий на пошлину
06.10.2024 Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с...
06.10.2024 Отрицательный уголь
06.10.2024 Из угля потянулась маржа
06.10.2024 Добыча угля в Кузбассе в январе-августе снизилась на 6,6%
06.10.2024 Мировая экономика не сможет заменить российский уголь в долгосрочной...
06.10.2024 Реализация первого этапа проекта моста Джалинда - Мохэ увеличит...
06.10.2024 Цены на российский уголь падают из-за снижения спроса со стороны Китая
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|