Логин:   Пароль:    english   |   русский  
Российский рынок производства и потребления коксующихся углей
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги новости руководители отрасли карта сайта
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги
НОВОСТИ
04.03.2015 Угольная промышленность России зря понадеялась на Китай


Возможности увеличения поставок российского угля на экспорт сейчас неоднозначно оценивается отраслевыми аналитиками. С одной стороны, краткосрочные прогнозы говорят о нарастании динамики, сложившейся в предыдущий период, с другой – о снижении спроса со стороны таких крупнейших потребителей, как Индия и Китай. Обсуждению основных проблем в сфере поставок российского угля за рубеж был посвящен целый ряд экспертных дискуссий, состоявшихся в Москве.

Впервые за последние годы объемы экспортных отправок российского угля в страны АТР превысили отгрузки в европейском направлении. В минувшем году в Европу было экспортировано 60 млн тонн угля из России, в страны АТР - 65 млн тонн. При этом, как отмечает Александр Григорьев, руководитель департамента исследований ТЭК ИПЕМ, сложившаяся на сегодняшний день устойчивая тенденция увеличения доли экспорта угля сопровождается одновременной стагнацией его потребления на внутреннем рынке. Таким образом, из основного драйвера роста угольной промышленности РФ экспорт превратился в единственную опору для сохранения добычи на текущем уровне.

Еще недавно ожидания участников рынка были связаны с тем, что Китай, Индия, Япония и Корея, которые вместе представляют около 25% совокупного спроса на уголь (180 млн тонн), удвоят импорт энергетического угля в течение следующих пяти лет. Но сегодня такие прогнозы готовы подвергнуться корректировке. Уточнения связаны, прежде всего, с нашим ближайшим восточным соседом – Китаем, который потребляет до 50% мирового объёма энергетического угля. Однако на фоне замедления темпов роста ВВП здесь наблюдается структурная перестройка экономики от энерго- и ресурсозатратных в сторону более высокотехнологичных производств, что успело найти свое отражение в статистике минувшего года и наложить отпечаток на дальнейшие планы китайских производителей. Так, в 2014 году объём импорта угля в Китай составил около 291.22 млн тонн, что на 10.9% меньше, чем в 2013 году.

Как рассказал Пётр Цзяо, представитель Китайской ассоциации импортёров угля, причиной изменения угольного рынка страны стали такие факторы, как замедление экономического роста и наращивание угледобывающих мощностей внутри КНР. В течение последних четырех лет в развитие угольной промышленности страны было инвестировано около 2 трлн юаней. Это привело к тому, что ежегодная мощность добычи угля достигла 4.88 млрд тонн, превысив текущий спрос на 880 млн тонн. По оценке китайских экспертов, в этом году цена на энергетический уголь на китайском рынке может снизиться еще на 10-15%, а цена на коксующийся уголь – на 25-35%.

Здесь определенной страховкой для отечественных угледобывающих компаний и перевозчиков могло бы стать увеличение выработки угля для внутреннего потребления. Но внутренний рынок нуждается в развитии, которое практически невозможно без активного вливания государственных средств. Многие тепловые электростанции на угольном топливе выработали свой ресурс и находятся на грани рентабельности. А стабилизация электропотребления с вводом новых мощностей (одна только госпрограмма развития атомной энергетики, принятая в июне прошлого года, предусматривает ввод 12 энергоблоков к 2020 году) приведёт к дальнейшему сокращению выручки угольных электростанций. Таким образом, поставки за рубеж продолжают оставаться своеобразной «ахиллесовой пятой» для развития отечественной угольной отрасли, поскольку зависимость от внешнего рынка – это зависимость от такого рода экономических явлений, которые фактически не поддаются влиянию ни со стороны государства, ни со стороны отдельных компаний.

Однако есть факторы, на которые влиять можно и нужно. Если растущий в предыдущие годы спрос на внешнеторговые перевозки насыпных и навалочных грузов, включая уголь, требовал расширения соответствующей транспортной и портовой инфраструктуры, главным образом, в Дальневосточном бассейне, то сегодняшняя ситуация, скорее, заставляет и грузовладельцев, и перевозчиков оптимизировать свои инвестиционные планы. Как предупреждают эксперты, реальная грузовая база, которая может быть предъявлена к отправке на экспорт, может оказаться ниже совокупной мощности российских угольных терминалов в дальневосточных портах.

В то же время, как отметила эксперт ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова, кроме индикаторов инвестиционной эффективности существует еще ряд параметров, позволяющих улучшать качество транспортировки угольных грузов. «Уже очевидно, что уровень управления перевозочным процессом не соответствует уровню перевозок на сети РЖД. За последнее десятилетие изменился объем перевозки, география поставок, экономические связи. Но нет четкой скоррелированности этих изменений не только с точки зрения вложения инвестиций в инфраструктуру, но даже с точки зрения проведения оперативной работы в целом», - подчеркнула она. По мнению Софьи Катковой, сегодня системные проблемы железнодорожных перевозок массовых грузов, в первую очередь, угольных, можно разделить на три блока. В первую очередь, это вопросы технической и технологической оснащенности терминалов выгрузки угля, работающих по старым грейферным технологиям, а так же наличие «узких мест» на инфраструктуре РЖД. Не меньшее значение играют проблемы управленческого характера, в том числе низкий уровень организационно-технологической культуры и отсутствие систем сквозного планирования перевозок. Третьим слабым звеном является информационная составляющая перевозок, одной из главных характеристик которой, по словам эксперта, становится изолированность каждого отдельного звена в цепочке поставок – грузовладельцев, железнодорожников, стивидоров.


Источник:   ПРОВЭД

версия для печати
КОММЕНТАРИИ
Всего к этой новости комментариев 0
Ваше имя:
Текст:
Защитный код:
НОВОСТИ Последние новости
   04.04.2024 Угольную шахту «ММК-Уголь» приостановили из-за угрозы...
   04.04.2024 Цены на уголь для потребителей РФ находятся на уровне ниже экспортных
   04.04.2024 Ужесточение санкций США в отношении российских угольных компаний в...
   04.04.2024 Reuters узнал о снижении экспорта российского угля в Азию на 21% за...
   04.04.2024 Мечел: добыча угля выросла. Взгляд БКС
   04.04.2024 Добыча угля в Индии превысила рекордные 900 млн т
   04.04.2024 Уголь преткновения: удержит ли отрасль объемы добычи и экспорта
   04.04.2024 Австралийский бизнесмен пошел в суд из-за санкций против России
   04.04.2024 Россия снизила экспорт угля на 8% в январе
   04.04.2024 Распадская отчиталась за 2023. Лучше прогнозов, но все равно слабо
   04.04.2024 Возврат пошлин на уголь может остановить его поставки через западные...
   04.04.2024 Импорт российского угля Китаем в начале года резко сократился
   24.02.2024 Власти обсуждают экспортные пошлины на уголь. Оцениваем влияние на...
   24.02.2024 "Мечел" в 2023 году снизил добычу угля на 8%, продажи коксующегося...
   24.02.2024 Происходящее в Европе назвали беспрецедентным коллапсом в угольной и...
   24.02.2024 Структуры Альберта Авдоляна решили продать порт Вера
   24.02.2024 Минфин предложил увеличить налог на добычу угля до 380 руб. за тонну...
   24.02.2024 В декабре экспорт угля из Кузбасса уменьшился на 14% из-за увеличения...
   24.02.2024 Плоская надбавка к НДПИ может стать «последним гвоздем»...
   24.02.2024 «Русский Уголь» предупреждает участников угольного рынка...
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
:: Реклама :: Обратная связь ::
Metcoal LTD. ® 2005-2024
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "metcoal.ru" обязательна
Для изданий в Интернете обязательна гиперссылка на сайт "metcoal.ru" - www.metcoal.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования