25.12.2019 |
Кузбасс пытается прессовать РЖД. |
|
Прошедшее в начале недели в Кемерово совещание по угольной промышленности столкнуло лбами Сергея Цивилёва и Алексея Шило. Они оперировали противоречивыми цифрами, которые говорили о разнонаправленных процессах. По нашей оценке, Шило умело аргументировал актуальными данными, а вот Цивилёв явно сделал упреждающий ход, ссылаясь на перспективные тенденции.
Главный лоббист отрасли, губернатор Сергей Цивилёв обвинил РЖД в том, что железные дороги стали причиной снижения инвестиций в угольную отрасль. По словам главы региона, решение РЖД увеличить тарифы на транспортировку угля в 2019 году больше, чем по принципу «инфляция минус» (рост тарифов ниже уровня прогнозируемой инфляции), привело к снижению поставок угля в восточном направлении. Правда, тут Цивилёв неточен. Формально цены укладываются в нормативы.
Шило подчеркнул, что для обеспечения вывоза угольной продукции «РЖД» принимают меры по совершенствованию технологии перевозки.
Тем не менее, власти Кемеровской области к концу 2019 года ожидают увеличение объёма экспорта угля в Восточно-Тихоокеанский регион на 3% в сравнении с уровнем прошлого года, хотя за три квартала 2019 года добыча угля в Кузбассе сократилась на 5,6 млн тонн. Очевидно, что губернатору, с одной стороны, хочется отрапортовать об успехах. Но, с другой стороны, оказать давление на РЖД невозможно, если не признавать негативные тенденции и трудности. От этого начинается чехарда.
В пику Цивилёву заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило на совещании по вопросам перевозок угля железнодорожным транспортом в Кемерово сообщил, что погрузка угля из Кузбасса в порты Дальнего Востока выросла на 3,9% при плане в 1,2%. Угледобывающие компании отгрузили 208,5 млн тонн каменного угля. Это произошло на фоне рекордных работ по модернизации инфраструктуры на Восточном полигоне.
Шило, пикируясь с Цивилёвым, подчеркнул, что для обеспечения вывоза угольной продукции ОАО «РЖД» принимает меры по совершенствованию технологии перевозки. В частности, были реализованы такие решения, как сокращение интервалов попутного направления, увеличение скорости доставки грузов на 5 км в сутки — до 394 км в сутки, а также проведена работа по повышению веса одного поезда более чем на 400 тонн. На внутреннем рынке, там, где отсутствуют инфраструктурные ограничения, погрузка угля за 11 месяцев снизилась на 3,3%. «В связи с этим были снижены объемы перевозок угля», — уточнил Алексей Шило.
Создаётся впечатление, что все эти цифры надо читать между строк. А там написано: цены на уголь падают, мы собираемся возить больше, а проблема Восточного полигона явно решается медленно, намекает Цивилёв. Да нормально мы работаем, отвечает Шило. В этом году задействовали оргрезервы, а в следующем нагоним планы по стройке.
Господа Шило и Цивилёв бьются за свою правду как львы. К сожалению, строительство и модернизация инфраструктуры, из-за которой и возникает масса проблема, находится не на контроле ЦФТО. По нашим данным, уже дошло до того, что компания СДС предлагает приехать со своими строителями и сделать то, что не получается у РЖД и их подрядчиков.
Региональная пресса все чаще пишет о кризисе. В приватной беседе с сайтом kuzpress.ru представитель одного из разрезов, расположенных в Новокузнецком районе, сообщил, что «ситуация критическая». Почти все угольные компании сейчас терпят огромные убытки, транспорт, взятый в лизинг, простаивает, первые лица компаний лично летают в Китай и ведут там переговоры, чтобы хоть как-то решить проблемы. Прозвучала фраза, что «денег у угольных компаний осталось на два года, а дальше весь регион может погрузиться в глобальный кризис, если ситуация на угольном рынке не выправится».
Как рассказал председатель правления ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» Юрий Буланов в интервью сайту kuzbass.ru, данные, опубликованные на «Кемеровостате», дают пищу для неблагоприятных выводов:
«Если за восемь месяцев 2018 года организации заработали 188,3 млрд прибыли, то за этот же период 2019 года — 114,3 млрд. До 34,3% выросла доля убыточных организаций в целом. В угольной отрасли в прошлом году насчитывалось 25,8% убыточных организаций, в этом — уже 48,3%».
По словам эксперта, ситуация на рынке напрямую связана с ценами на уголь. Цены на энергетический уголь от пика в 115 долларов за тонну упали до 70 долларов. По словам Юрия Буланова, в ближайшие три месяца цена на уголь существенно не изменится. «В этой ситуации, поскольку угля на мировых рынках переизбыток, любой покупатель находится в выигрышном положении, он будет цены прижимать книзу, высоких цен на уголь не будет. Да, были и будут кратковременные ценовые пики, но это только для того, чтобы разогреть рынок, не снижать объемы, поддерживать невысокие и выгодные для покупателей цены. Выгодные для покупателей, но не для угледобывающих стран и регионов», — комментирует ситуацию Юрий Буланов.
Ещё один важный экономический показатель — кредиторская задолженность предприятий Кузбасса. На 1 ноября 2019 года составляет 194 млрд. Причём 156,7 млрд из этой суммы — невыплаченные обязательства поставщикам. Юрий Буланов считает, что от 40 до 50% от этой задолженности так и не будет выплачено. То есть половину этих средств кто-то недополучит, и эти суммы лягут на убытки.
«То есть те убытки, которые уже сейчас несут организации области, значительно вырастут. И не факт, что некоторые предприятия это вообще переживут», — считает финансист.
Так что пафос Сергея Цивилёва вполне объясним. Однако в дискуссии с РЖД требуется чёткое владение цифрами. Иначе не проканает.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
06.10.2024 С юга на юг
06.10.2024 Тува протянет рельс в Китай
06.10.2024 Уголь придавило сталью
06.10.2024 Андрей Чибис: уголь в ММТП будет замещаться другими грузами
06.10.2024 На Дальнем Востоке может появиться еще один угольный терминал — "Порт...
06.10.2024 Рекордные 40 миллионов тонн угля добудут в Якутии по итогам года
06.10.2024 Глобальный спрос на уголь будет оставаться неизменным до 2025 года –...
06.10.2024 Китай увеличил производство и импорт угля до рекордных значений
06.10.2024 «Нам нужно убрать уголь из Мурманска в течение 5 лет»
06.10.2024 Угольные компании РФ по итогам I полугодия показали сальдированный...
06.10.2024 Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
06.10.2024 Угольные компании Кузбасса попали под санкции США
06.10.2024 Углю сохранили мораторий на пошлину
06.10.2024 Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с...
06.10.2024 Отрицательный уголь
06.10.2024 Из угля потянулась маржа
06.10.2024 Добыча угля в Кузбассе в январе-августе снизилась на 6,6%
06.10.2024 Мировая экономика не сможет заменить российский уголь в долгосрочной...
06.10.2024 Реализация первого этапа проекта моста Джалинда - Мохэ увеличит...
06.10.2024 Цены на российский уголь падают из-за снижения спроса со стороны Китая
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|