02.01.2022 |
Большой спрос на уголь показал малую пропускную способность РЖД |
|
Спрос на уголь в этом году в Азии и Европе бьет рекорды. И хотя Россия на втором месте в мире после США по разведанным запасам угля, удовлетворить ажиотажный спрос на уголь на Евразийском континенте для нее оказалось сложной задачей из-за недостаточной пропускной способности железных дорог. Морские порты, чья загруженность во многом зависит от возможностей подходных путей, давно поднимали эту проблему: по сути, от того, как будут развиваться сухопутные дороги, будет зависеть и развитие морских портов. Возросшие в текущем году объемы отгрузки экспортного угля обострили проблему дисбаланса в развитии портов и железных дорог.
Удовлетворить высокий спрос на уголь на Западе и Востоке можно только при условии достаточных пропускных способностей российских железных дорог. Но, как известно, сегодня их критически не хватает. И получается, что сделать это можно, лишь отказавшись от перевозки других товаров.
Попытка решить проблему увеличения объемов экспортных отправок угля административными методами не увенчалась успехом, а породила ряд других проблем, приведших к логистическому коллапсу на Дальнем Востоке.
Дело в том, что в свое время основная угледобыча сформировала моногорода, жизнь которых напрямую зависит от сбыта угля. Большинство таких городов сосредоточено в Кузбассе. В этом году Правительство РФ заключило с угольщиками соглашение – государство договорится с РЖД пропустить больше угля по железным дорогам взамен на инвестиции угольщиков в диверсификацию экономик угольных моногородов, сообщает источник в правительстве.
В результате отправка угля на экспорт железнодорожным транспортом увеличилась. Объем погрузки на сети РЖД за 10 месяцев 2021 года вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерство по темпам роста осталось у каменного угля, погрузка которого выросла на 7%. Однако возникли проблемы с отправками других грузов.
Так, Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» в октябре предупредила о риске остановки доменного производства металлургических компаний из-за задержек поставок сырья для собственных производственных нужд из-за трудностей с железнодорожными перевозками в направлении ключевых портов. Срок задержек в общей сложности составляет более 20% от нормативного времени, утверждают в «Русской стали».
Кроме того, в российских дальневосточных портах возникли сложности с контейнерной логистикой. Контейнеропоток там растет из-за более низких ставок фрахта, чем на Северо-Западе, и грузы перетекают туда. Это привело к росту сроков обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки. Также увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр России. Портовики стараются справиться с коллапсом, но не все зависит от них.
Стоит отметить, что вместе с ростом отправлений угля по железной дороге выросла его перевалка в морских портах – за 9 месяцев 2021 года российскими портами перевалено угля на 12,8% больше, чем за тот же период 2020 года.
«Увеличение отправок угля на фоне высоких мировых цен происходит во все порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока России. Основное увеличение отправок наблюдается в порты Юга. В направлении Дальнего Востока на фоне инфраструктурных ограничений погрузка за 9 месяцев выросла только на 2,8%. В целом по итогам трех кварталов 2021 года уголь стал основным драйвером роста объемов грузооборота в российских портах», – констатирует Г.Димов из ИПЕМ.
Продолжительная благоприятная конъюнктура спроса на уголь стимулирует российские угольные и стивидорные компании на инвестиции в развитие морских перегрузочных мощностей. Масштабные проекты по модернизации и строительству специализированных угольных терминалов реализуются не только на Дальнем Востоке.
«На Юге планируется увеличение перевалочных мощностей порта Тамань до 80 млн тонн. По итогам трех кварталов 2021 года доля угля в общем объеме перевалки порта превысила 60%. Увеличение портовых мощностей также будет происходить на Северо-Западе. Например, к 2024 году начнет осуществлять деятельность угольный терминал «Лавна» с планируемыми объемами перевалки в 18,6 млн тонн», – перечисляет Г.Димов.
С одной стороны, строительство и модернизация угольных терминалов в российских портах помогут удовлетворить растущие потребности по сбыту угля и получить высокие прибыли. С другой стороны, пройдет совсем немного времени и инвесторам придется думать, как адаптировать эти терминалы под другие грузы.
«На текущем этапе высокий уровень цен на уголь и желание угольных предприятий реализовать максимальный объем продукции в имеющихся рыночных условиях вынудили российские порты подстроиться под существующие реалии. Однако конъюнктура мирового рынка угля может измениться, а российские порты, в частности порты Юга и Северо-Запада, – столкнуться с проблемой загрузки мощностей», – обращает внимание Г.Димов.
Таким образом, угольная отрасль в ближайшие десятилетия хоть и не будет отличаться положительным трендом развития, но все же будет уступать свою нишу рынка «зеленой энергетике» довольно медленно. Поэтому дать возможность угольщикам в предстоящие 10-20 лет вывезти экспортный уголь по железным дорогам в порты – можно сказать, стратегическая задача для государства.
|
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИИ
|
Всего к этой новости комментариев 0 |
|
|
|
|
|
НОВОСТИ |
Последние новости
06.10.2024 С юга на юг
06.10.2024 Тува протянет рельс в Китай
06.10.2024 Уголь придавило сталью
06.10.2024 Андрей Чибис: уголь в ММТП будет замещаться другими грузами
06.10.2024 На Дальнем Востоке может появиться еще один угольный терминал — "Порт...
06.10.2024 Рекордные 40 миллионов тонн угля добудут в Якутии по итогам года
06.10.2024 Глобальный спрос на уголь будет оставаться неизменным до 2025 года –...
06.10.2024 Китай увеличил производство и импорт угля до рекордных значений
06.10.2024 «Нам нужно убрать уголь из Мурманска в течение 5 лет»
06.10.2024 Угольные компании РФ по итогам I полугодия показали сальдированный...
06.10.2024 Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
06.10.2024 Угольные компании Кузбасса попали под санкции США
06.10.2024 Углю сохранили мораторий на пошлину
06.10.2024 Трудная жизнь угольщиков РФ: падающий спрос в КНР, сложности с...
06.10.2024 Отрицательный уголь
06.10.2024 Из угля потянулась маржа
06.10.2024 Добыча угля в Кузбассе в январе-августе снизилась на 6,6%
06.10.2024 Мировая экономика не сможет заменить российский уголь в долгосрочной...
06.10.2024 Реализация первого этапа проекта моста Джалинда - Мохэ увеличит...
06.10.2024 Цены на российский уголь падают из-за снижения спроса со стороны Китая
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
|
|
|