Логин:   Пароль:    english   |   русский  
Российский рынок производства и потребления коксующихся углей
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги новости руководители отрасли карта сайта
характеристика угольной отрасли тенденции рынка коксующихся углей добывающее производство обогатительное производство коксохимическое производства холдинги
НОВОСТИ
06.10.2024 С юга на юг


До 80% внешнеторговых перевозок обеспечиваются морскими портами. И большинство компаний при переориентации своих логистических цепочек на Восток и Юг сфокусировались на дальневосточных портах, чья инфраструктура просто не была готова к такому росту оборота. «Эксперт» разбирался, могут ли за счет своего выгодного географического положения выправить ситуацию порты Азово-Черноморского торгового пути.

Побитые рекорды

Российский товарно-сырьевой экспорт в страны Глобального Юга растет уже несколько лет, постепенно поглощая в том числе и долю европейских рынков. В прошлом году российский экспорт в Китай и Индию побил все рекорды. Однако уже в первом полугодии 2024 года доля поставок даже в эти страны стала снижаться из-за внутренних логистических проблем российских экспортеров, среди прочего связанных с ограничениями провозной способности железной дороги.

После закрытия европейского направления емкости товарного рынка для российских экспортеров перераспределились в Азиатско-Тихоокеанский регион в периметре от Индии до Южной Кореи. По данным ФТС России, доля Европы в российском экспорте товаров снизилась с 46% в январе-ноябре 2022 года до 20% в январе-ноябре 2023-го, тогда как доля Азии увеличилась с 48% до 72%.

В структуре экспорта лидерами были и остаются энергоносители: нефть и нефтепродукты, а также уголь. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в 2023–2024 годах в номенклатуре грузооборота российских морских портов с большим отрывом от других категорий в навалочных грузах лидирует уголь (43,4 млн тонн за первое полугодие 2024 года), а в наливных — сырая нефть (69,02 млн тонн за тот же период). Это существенно превышает показатели ближайших соседей по экспорту — зерна (18 млн тонн за первое полугодие 2024 года) и контейнерных грузов (13,6 млн тонн). Соответственно, любые перекосы в этих поставках влияют на всю структуру российского экспорта.

В прошлом году экспорт угля в Китай достиг рекордного показателя, превысив 100 млн тонн за год — в 2022 году поставили 67 млн тонн. Не отстает и Индия, которая только наращивает свои угольные аппетиты. По итогам первого полугодия 2024 года Россия стала вторым по величине поставщиком коксующегося угля в страну (в 2023 году она занимала третье место, уступая Австралии и США).

Однако разворот угольного экспорта увеличил загруженность Восточного железнодорожного полигона, который находится в состоянии модернизации. В результате из-за проблем с внутренней логистикой растет конечная стоимость сырья, и Россия теряет свою долю на мировом рынке угля. Согласно данным Центра ценовых индексов, в 2024 году на российских экспортеров приходится менее 14,6% от мировых поставок против 17,1% в 2021 году.

Альтернатива Востоку

Эксперты считают, что выгодной альтернативой дальневосточным портам для транспортировки угля и других товарных групп может стать Азово-Черноморский торговый путь (АЧТП). Как пояснил председатель совета директоров АСОП Денис Илатовский, «для поставки на дальние рынки Китая и Индии наиболее перспективными выглядят глубоководные Тамань и Новороссийск». Илатовский объясняет, что в условиях перегруженности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне у портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) появляется важное преимущество в сроках доставки.

О том же говорят и в ОТЭКО, операторе терминалов в порту Тамань: южные порты особенно удобны для осуществления поставок на рынки Турции, Африки, стран Ближнего Востока и АТР благодаря кратким срокам и низкой стоимости доставки морем — например, стоимость фрахта от портов Черного моря до Турции составляет до $11 за метрическую тонну груза, тогда как от Усть-Луги — до $24.

При этом плечо доставки внутри страны для производителей из центральной части России и даже из Сибири до Черного моря короче, чем до Востока, а иногда и до Северо-Запада

Коммерческий директор Национальной транспортной компании Сергей Ермолаев отмечает, что Черное море предпочтительно для логистики в Западную Индию и ближе. По его словам, при нынешних тарифах РЖД Таманский порт благодаря меньшему расстоянию и способности работать с самым крупным флотом является единственной сравнимой альтернативой восточным портам. «Если у кого-то из трейдеров есть клиент ближе Индии, то в первую очередь он обращается в Тамань», — говорит Ермолаев.

Дело в логистике

Дефицит провозной способности железной дороги на Юг, наиболее ярко проявившийся при росте спроса на южные порты, сводит на нет эти преимущества. И даже такой важный экспортный груз, как уголь, не доезжает в нужных объемах.

По данным АСОП за первое полугодие 2024 года, морские порты Балтийского бассейна продолжают удерживать нетипичное лидерство в грузообороте по сравнению с портами АЧБ (140,3 млн тонн против 134,0 млн тонн). Эта статистика противоречит текущим экономическим реалиям и даже географии. Для сравнения: объем перевалки Дальневосточного бассейна составил всего 116,9 млн тонн.

Эксперты отмечают, что, несмотря на ускоренное развитие Восточного полигона, ситуация, в которой грузы стоят в бутылочном горлышке на подъезде к дальневосточным портам и ждут своей очереди на перевалку, будет сохраняться еще долгое время. Тогда как южные морпорты АЧТП готовы принять в любой момент весь необходимый объем экспортных грузов.


Источник:   www.rbc.ru

версия для печати
КОММЕНТАРИИ
Всего к этой новости комментариев 0
Ваше имя:
Текст:
Защитный код:
НОВОСТИ Последние новости
   30.03.2025 Россия стремительно теряет угольный рынок Южной Кореи
   30.03.2025 Монголии некуда девать уголь
   30.03.2025 Любовь Трампа к углю разбивается об экономическую реальность рынка
   30.03.2025 Уголь закоксовал по Западу
   30.03.2025 В правительстве Кузбасса назвали причины угольного кризиса
   30.03.2025 Минэнерго изучает возврат к заключению соглашений с регионами о...
   30.03.2025 «Якутуголь» планирует нарастить добычу еще на 1,5 млн...
   30.03.2025 Казахстан и Россия обсудили транзит российского угля в Китай
   30.03.2025 Экономика перевалки угля через порты Арктики не складывается
   30.03.2025 Экспорт угля по сети РЖД вырос в январе-феврале на 3,8% до 30,5 млн...
   30.03.2025 Якутия стала лидером по добыче угля на Дальнем Востоке
   30.03.2025 Попытка Индонезии контролировать цены на уголь столкнулась с...
   30.03.2025 Кузбасс и Хакасия на краю угольной пропасти: выход из кризиса будет...
   30.03.2025 Ростехнадзор приостановил добычу угля на шахте имени Тихова в Кузбассе
   30.03.2025 Россия обновила рекорд поставки угля в Турцию
   30.03.2025 В Кемеровской области проверят приватизацию Кузбасской топливной...
   30.03.2025 Восемь угледобывающих предприятий Кузбасса остановили работу
   30.03.2025 Кемеровский губернатор: взаимные пошлины КНР и США почти не повлияют...
   30.03.2025 Кузбасс может получит квоту в 20 млн т для отправки угля на Запад
   30.03.2025 Угольные страдания РЖД и ВВП.
Ключевые слова: РасМин, уголь, кокс, коксующийся уголь, рядовой уголь, угольный концентрат, грузопотоки, цены, поставки, экспорт, шахта, разрез, обогатительная фабрика, металлургический комбинат, коксохимпроизводство, коксохимзавод, ГОФ, ОФ, ЦОФ, МК, КХЗ, КГЗ, характеристика, шихта, холдинг, угольный и металлургический рынок России, аналитика, статистика, динамика, производство, потребление, обогащение
:: Реклама :: Обратная связь ::
Metcoal LTD. ® 2005-2025
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "metcoal.ru" обязательна
Для изданий в Интернете обязательна гиперссылка на сайт "metcoal.ru" - www.metcoal.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования