Металлургия Украины уже „села на иглу“ импортного кокса, но Россия его поставки сократила ввиду роста своих потребностей и выгодных контрактов с Китаем, ставшим в начале века не только самым крупным в мире производителем угля, но и его наибольшим потребителем. Реакция на сокращение российских поставок — крупные закупки с 2008 г. украинской металлургией кокса в Австралии и США. Коксовая зависимость — это, видимо, главная причина продажи „Индустриальным союзом Донбасса“ 50% и плюс 2% своих акций российско-швейцарской компании Carbofer General Trading.
Ахметов пытается уйти от этой зависимости и выстроить собственный замкнутый цикл, так как его шахты уже не обеспечивают коксом его металлургию. Для этого через свою компанию „Метинвест“ он в 2009 г. купил в США шахту United Coal Company, дающую 3,5 млн. тонн коксующегося угля в год. Сколько за нее заплатил Ахметов — неизвестно. До кризиса ее цену определяли в 2,5 млрд. долларов, но могли приобрести и дешевле ввиду спада в углепроме США, ориентированного на внутренний рынок и экспортирующего лишь 4% своего угля.
В августе — сентябре „Метинвест“ ввез в Украину 140 тыс. тонн угля с нее и 200 тыс. тонн с других шахт США. Учитывая, что поток импортного кокса будет расти, „Метинвест“ еще в декабре 2006 г. приобрела в Севастополе часть берега у моря для сооружения терминала по перегрузке угля, назвав этот портовый комплекс ЗАО „Стивидорная компания „Авлита“. Обо всем этом не мог не знать Виктор Янукович, занимавший в то время во второй раз пост премьер-министра, поэтому его заявление, что Украина не будет импортировать уголь, вызывает недоумение.
В курсе был и мэр Севастополя Сергей Куницын (партия „Единый центр“ Балоги—Криля), который заверял в 2007 г., что строительство угольного терминала прошло все необходимые согласования, и обещал широкое общественное обсуждение.
„Обсуждение“ началось акциями протеста в июле 2009 г., а в ноябре участники двухтысячного митинга требовали прекратить строительство терминала, пуск которого намечен на этот год. Причины: перегрузка угля будет вестись открытым способом, город накроет угольной пылью, и курортники сбегут. В декабре 2009 г. о подаче судебного иска против пуска терминала заявила Богословская, ищущая популярности в Крыму. Выступил Литвин, категорично высказавшийся против превращения Севастополя в грузовой порт. 29 декабря Юлия Тимошенко поручила Кабмину разобраться с фирмой Ахметова, а затем также высказалась за закрытие терминала. Как решится вопрос с терминалом — покажет время, но его закрытие не только валит схему Ахметова, но и грозит металлургам безработицей. Впрочем, и при таком ходе событий Ахметов не внакладе: цены на кокс, по прогнозам, будут расти за счет увеличения на него спроса в Китае и могут достичь 180 долларов за тонну, а значит, шахта в США принесет доход. Правда, аналитики прочат на 2010 г. начало полноценного кризиса в Китае из-за снижения закупок его товаров США, и первые признаки этого уже обозначились в конце 2009 г.