У противников создания Второй грузовой компании (ВГК) появился авторитетный сторонник — совладелец и глава «Северстали» Алексей Мордашов. Он считает, что лоббируемая сейчас РЖД идея вхождения частных операторов в ВГК приведет к ограничению конкуренции на рынке грузоперевозок. Однако в РЖД не согласны с таким подходом, указывая, что эти опасения вызваны незнанием ситуации.
«Вот только что пришло письмо, подписал его Алексей Мордашов: Караул, нельзя создавать Вторую грузовую компанию, потому что рынок обрушится, и вообще такого не бывает, чтобы перевозчик был без вагонов», — рассказал вчера глава РЖД Владимир Якунин на «круглом столе» в Госдуме. По его мнению, это по меньшей мере незнание, а по большей — специальная попытка не разрешить реформировать так, как это предполагалось, передает РБК.
РЖД планировали создать ВГК еще до конца 2009 года, монополия планировала передать свой «дочке» 217 тыс. грузовых вагонов. При этом железнодорожная компания пригласила войти в капитал ВГК банки и частных железнодорожных операторов. Внеся в новую компанию свои вагоны, частники могли получить в совокупности до 25% плюс одна акция ВГК.
Против передачи частных вагонов в ВГК выступила Федеральная антимонопольная служба, указав, что укрупнение компаний приведет к ограничению конкуренции на рынке грузоперевозок. Частники опасались, что таким образом будет создан еще один монополист, что приведет к росту тарифов.
Теперь к критикам РЖД присоединились и металлурги. «Письмо было подписано А. А. Мордашовым как председателем наблюдательного совета некоммерческого партнерства «Русская сталь». В нем содержалось консолидированное мнение российских металлургов относительно создания Второй грузовой компании. В частности, в нем говорилось, что предполагаемые действия РЖД приведут к нарушению конкурентных условий на рынке грузоперевозок», — пояснили в НП «Русская сталь», которая объединяет крупнейшие меткомпании. .
Однако Якунин не согласен с такой позицией. Он указывает на необходимость изменения правил игры на рынке грузоперевозок, поскольку, по его словам, сейчас существуют две категории перевозчиков: одни «белые», другие — эржэдэшные. «Белые» — это те, которые имеют возможность регулировать свои доходы за счет вагонной составляющей, а эржэдэшные — которые везут по установленному государством тарифу», — пояснил президент РЖД. Якунин сетует, что «белые» хотят, чтобы им были выделены наиболее выгодные направления, в то время как все социальные и низкодоходные грузы приходится возить РЖД.
У депутатов пока нет консолидированной позиции по поводу ВГК, вопрос о ее создании будет обсуждаться в Госдуме в ближайшие две недели, рассказал РБК daily зампредседателя комитета по транспорту Госдумы Сергей Гаврилов. Сами операторы неоднозначно оценивают письмо Мордашова. Представитель группы FESCO высказал свое удивление письмом, подписанным Мордашовым. «Мы не исключаем, что создание Второй грузовой приведет к повышению конкуренции», — добавляет представитель перевозчика.