В этом году «Мечел» собирается добыть на Эльгинском месторождении первые 200 000 т угля, рассказал «Ведомостям» старший вице-президент компании Владимир Полин. На разрез уже начала прибывать спецтехника, летом начнутся «вскрышные работы», а первый уголь будет добыт в ноябре, перечисляет представитель компании. В этом же году начнется и строительство ГОКа на месторождении. Когда закончится стройка, Полин не говорит, но отмечает, что пока обогащать уголь будут на комбинате «Южного Кузбасса».
Разработка Эльги — один из самых крупных проектов «Мечела». Запасы месторождения — 2,2 млрд т коксующихся углей. В проект входит и строительство 315 км железной дороги до разреза. Строительство и начальную стадию освоения Эльги (до 1-3 млн т в год) компания оценивала в $1,6-1,8 млрд.
Железная дорога по плану должна быть сдана в сентябре этого года. Но может и опоздать, не исключает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. В прошлом году генеральный подрядчик строительства дороги — «Инжтрансстрой» судился с «дочкой» «Мечела» из-за задержки платежей. Но к ноябрю иск на 2,6 млрд руб. был отозван. Генподрядчиком проекта стала «дочка» «Мечела» — «Металлургшахтспецстрой», а «Инжтрансстрой» оставил за собой только часть работ.
«Задача компании — сдать дорогу в срок», — подчеркивает ее представитель, но в крайнем случае «Мечел» сможет подвозить продукцию автотранспортом до готового участка пути. Первый уголь будет реализован в России, добавляет он. На экспорт продать его и не получится, считает Смолин: первый уголь обычно имеет еще недостаточно высокое качество. Цена 1 т кокса на внутреннем рынке — $120, отмечает аналитик. Рентабельность первой продукции будет невысока из-за больших транспортных затрат, добавляет он.
В будущем основными покупателями угля Эльги станут Япония, Китай, страны Азии, рассказывает представитель «Мечела». К 2020 г. на Эльге можно будет добывать 27-30 млн т угля в год, подчеркивает Полин.