новости на metcoal.ru: версия для печати
25.02.2010 И опять дефицит


Китайские сталелитейные компании закупают сырье в таких количествах, что за несколько месяцев цены на него изрядно подросли. Причем, это относится не только к железной руде, но и к коксующемуся углю. Соответственно, поставщики занимают жесткую позицию в ценовых переговорах. Первыми попали под удар японские компании – традиционные крупные импортеры коксующегося угля. А индийские компании ринулись скупать зарубежные угольные активы.

Антикризисная политика Китая стимулирует потребление стальной продукции. В 2009 году выплавка стали в стране возросла на 65 млн. т по сравнению с предыдущим годом. При этом, логистические проблемы, связанные с транспортировкой коксующегося угля с внутриконтинентальных месторождений, стимулируют металлургов увеличивать его импорт. Еще в 2008 году Китай был нетто-экспортером этого сырья, поставив за рубеж на 4 млн. т больше, чем закупил. Но уже в 2009-м нетто-импорт составил 34 млн. т и продолжает расти. Индия тоже быстро увеличивает импорт угля, возвращаются к докризисному уровню его закупок и другие традиционные азиатские импортеры. В результате в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) образовался дефицит, а спотовые цены на высококачественный коксующийся уголь увеличились от $129 за т FOB Австралия (цена, оговоренная в прошлогодних контрактах) до около $220 за т.

Ожидается, что в 2010 году мировое производство стали вырастет на 9%, главным образом, за счет Китая и Индии, а азиатский спрос на коксующийся уголь увеличится на 8%. Сталелитейные компании в других регионах тоже будут наращивать объемы выплавки металла, хотя и не так быстро, поскольку в западных странах восстановление экономики происходит медленнее, чем в Азии. При этом, Австралия в ближайшие два года не сможет значительно нарастить поставки из-за инфраструктурных ограничений, так что дефицит будет обостряться.

В этой ситуации, весьма неблагоприятной для потребителей, и начались традиционные ценовые переговоры по коксующемуся углю между крупнейшими поставщиками и покупателями. По мнению западных экспертов, цены в новых контрактах будут повышены на 35-40%, а аналитики Credit Suisse считают, что скачок составит 52% (т. е., с 1 апреля цены достигнут $190 за т).

Разумеется, крупнейший в мире поставщик коксующегося угля – BHP Billiton Mitsubishi Alliance (BMA) – старается использовать эту ситуацию в своих интересах. В принципе, BHP уже несколько лет пытается перейти от традиционной системы ценообразования, которая используется уже более сорока лет, к индексации цен по спотовому рынку, но этому противились и покупатели, и другие крупные поставщики сырья.

Это дает возможность BHP Billiton приблизиться к своей цели и в отношении коксующегося угля, и сейчас на переговорах с японскими покупателями компания настаивает на замене годовых контрактов квартальными. BHP Billiton предлагает изменять цены в соответствии с тенденциями спотового рынка, начиная переговоры за 15 дней до начала очередного периода.

Японцы отчаянно сопротивляются этим переменам. Правда, не ясно, насколько успешным будет это сопротивление, поскольку китайские производители не возражают против этих условий.

Не устроит такой подход и производителей автомобилей. Поэтому, хотя BMA и попыталась «подсластить пилюлю», предложив сталелитейным заводам уголь по $180 за n, а не по $200, как она требует в отношении годовых контрактов, японские покупатели пока не согласны на этот вариант. И, как сообщило агентство Bloomberg, их поддержала корейская Posco, объявив, что в текущем году соглашение по коксующемуся углю будет отложено «из-за требований поставщиков изменить систему ценообразования».

В конце февраля представители BMA посетят Японию, чтобы предложить покупателям коксующегося угля три варианта новой системы ценообразования, включая ежеквартальные ценовые переговоры по половине поставок. По сведениям Goldman Sachs, речь идет о системе скидок по квартальным контрактам.

Тем временем, такое же предложение сделала японским компаниям и канадская Teck Resources, которая обеспечивает 10% их потребностей в коксующемся угле (BHP Billiton – около 20%). Канадцы уверены, что в ближайшие годы спрос будет расти, поскольку в Китае в прибрежных провинциях завершится строительство пяти крупных коксохимических заводов, которые будут обеспечивать себя сырьем за счет морских поставок. Таким образом, неумеренная активность китайских металлургам создает проблемы их зарубежным коллегам.


Источник:   rusmet.rurusmet.ru