Купив якутскую угольную компанию «Колмар», структуры Михаила Прохорова хотят уже через год вывести ее на IPO. Несмотря на удачную конъюнктуру, вложения в бизнес «Колмара» пока выглядят рискованными: на плечи портфельных инвесторов могут быть переложены технологические риски, связанные с якутскими угольными активами
По оценкам ряда аналитиков, сделка тянет на 150–200 млн долларов. Несмотря на то что на балансе «Колмара» 377 млн тонн запасов угля, главным образом весьма дефицитного — коксующегося, добыча там невелика: в этом году предполагается извлечь немногим более 1 млн тонн. Так что пока этот бизнес выглядит скорее как майнинговый венчур, чем состоявшаяся компания.
В пресс-релизе ГМК «Интергео» сказано, что «к 2012 году „Колмар„ войдет в число крупнейших угледобывающих компаний России с общим объемом запасов более 700 млн тонн и объемом производства угольного концентрата свыше 8 млн тонн в год».
При таком раскладе «Колмар» мог бы претендовать на место в пятерке крупнейших российских игроков на рынке коксующегося угля и стал бы второй после «Распадской» публичной угольной компанией в этом сегменте. При таких параметрах запасов и добычи инвесторы могли бы оценить бизнес «Колмара» в 4–5 млрд долларов. В спекулятивном плане сделка для «Интергео» выглядит весьма интересной, если бы не сложности с добычей в Якутии, которые либо привнесут существенный дисконт в подобного рода оценки и радужные планы, либо понудят стратегического инвестора к дополнительным расходам.
Судьба владеть якутскими углями
Якутия богата месторождениями полезных ископаемых и минералов, но из-за суровых климатических условий, вечной мерзлоты и удаленности от морских портов и рынков сбыта инвесторы старались обходить республику стороной. Но хотя цены на уголь, особенно коксующийся, в последние годы росли, его добыча в Якутии гораздо менее маржинальный бизнес, чем добыча алмазов или нефти. От добычи якутских углей в разное время отказались «Роснефть», Evraz Group, японская Mitsui. Если кто и мог потянуть такой проект, то только самые обеспеченные российские инвесторы. К таковым, безусловно, принадлежит Михаил Прохоров имеющий на руках около 10 млрд долларов фактически свободных денег.
Осталось победить вечную мерзлоту
«Угли „Колмара„ марки К, КЖ, Ж и СС ценятся на рынке и находятся явно в начале растущего ценового тренда», — поясняет заместитель генерального директора «Интергео» Сергей Лямин. И это верно. Перед кризисом мировые цены на уголь достигли заоблачных высот и теперь опять рвутся вверх. По оценкам аналитиков инвестиционного банка «ВТБ Капитал», в 2010 году цены на твердый коксующийся уголь составят 250 долларов за тонну, в 2011 году — 290 долларов за тонну, а в течение пяти последующих лет будут держаться в районе 300 долларов за тонну или даже выше. Поскольку в «Интергео» не скрывают, что уже через год предусматривают вывести «Колмар» на IPO, то время для подобного рода спекуляции, прямо скажем, удачное.
Но только лишь высокие цены на уголь не могут гарантировать успех. «Рост запасов „Колмара„ будет в основном за счет новых приобретений», — признает Сергей Лямин. То есть компании придется потратиться на новые слияния и поглощения. Но и это еще не все.
Большие, если не огромные, инвестиции срочно требуются на расширение угледобычи. На ключевом угольном месторождении «Колмара», шахте «Денисовская» (более 60% запасов компании), имеются технические проблемы, которые пока что не дают 100−процентной уверенности в успешности заявленных планов по добыче.
Вероятно, ГМК «Интергео» стоит не перекладывать риски на портфельщиков, а самой довести до ума месторождение, потратив на это еще многие десятки, если не сотни миллионов долларов. В противном случае инвесторы, которые будут покупать акции «Колмара», вправе, указывая на сугубо природные риски, требовать дисконта к цене компании.<>