Смертоносные взрывы, прогремевшие в крупнейшей подземной шахте России, возможно, станут барьером на пути к реализации амбиций производителей коксующегося угля вывозить в Азию больше этого материала, необходимого для производства стали, — как раз тогда, когда цены на него особенно высоки.
«Распадская» и её российские конкуренты ОАО «Мечел» и «Сибуглемет» в последние два года нацеливались на азиатские рынки с целью диверсификации рынков сбыта — спрос на местных рынках падал. Теперь государство будет требовать от них не экспортировать уголь, а продавать его отечественным производителям стали — об этом сообщил аналитик из «Уралсиба» Николай Сосновский, в качестве примера приведший вмешательство премьер-министра Владимира Путина в работу рынка угля в 2008 году, когда произошёл сбой в поставках.
«Если ситуация не разрешится, мы начнём лоббировать экспортные пошлины», — заявил депутат федерального законодательного органа от Кемеровской области и первый заместитель главы парламентского комитета по промышленной политике Сергей Шатиров, находившийся в Москве.
В первом квартале на Азию пришлось целых сорок процентов экспорта коксующегося угля из России — об этом сообщил аналитик из группы «Ренессанс-Капитал» Борис Красножёнов. Производство угля в первом квартале выросло на 41 процент, дойдя до отметки в 16,2 миллиона тонн; 3,5 миллиона тонн было вывезено за границу, из них один миллион — в страны Азии. На Россию приходится 6 процентов всех морских перевозок угля, о чём сообщает UBS AG.
В прошлом году производители стали во всём мире вводили в строй бездействовавшие мощности, и цены на сырьё резко пошли вверх. В марте горнодобывающие компании BHP Billiton Ltd. и Rio Tinto Group договорились о повышении в этом квартале цен на коксующийся уголь, поставляемый ими производителям стали в Японии, на 55 процентов.
28 процентов продаж угля, добытого расквартированной в Междуреченске компанией, пришлось на внешние рынки (в 2008 году аналогичный показатель составил 22 процента). Общаясь с представителями газеты «РБК-дейли» в апреле, Козовой сказал, что в будущем на страны Азии, возможно, будет приходиться целых 45 процентов доходов.
В прошлом году фирма подписала контракты на поставку с южнокорейским производителем стали Posco, а также с японской JFE Holdings.
«Распадская» продаёт уголь в России по цене 4400 рублей (144 доллара) за тонну без учёта налогов и транспортных расходов — об этом сообщили из украинского агентства «Металл-Эксперт». В дальневосточных портах в апреле российский уголь продавался по 200 долларов за тонну — на пять процентов дороже, чем в марте, как показывают данные, собранные специалистами из «Металл-Эксперт». Если добавить к этому транспортные расходы, составляющие порядка 50 долларов за тонну, то окажется, что разница между экспортной и внутренней ценой, как выразился Пухаев, «небольшая».
Российские шахтёры не должны забывать, что случилось, когда государство в прошлый раз вмешивалось в производство коксующегося угля, — случилось это в 2008 году, когда у стальной промышленности закончилось сырьё. Напомнил об этом Николай Сосновский, аналитик из финансовой группы «Уралсиб».
Крупнейший в России производитель коксующегося угля — фирма «Мечел» — в августе прошлого года потеряла половину рыночной стоимости из-за слов премьер-министра Владимира Путина о том, что она пользуется экспортом с целью минимизации налогов. Впоследствии выяснилось, что она нарушала антимонопольное законодательство.
«Не думаю, что им захочется повторения», — сказал Сосновский, находясь в Москве.
Представители «Мечела» и «Распадской» Екатерина Видеман и Александр Андреев предоставлять комментарии отказались. В московском офисе «Сибуглемета» тоже не нашлось никого, кто смог бы прокомментировать это.<>