Премьер-министр Владимир Путин использует весь доступный арсенал борьбы с ростом цен на сталь. Он намерен организовать биржевую торговлю металлопродукцией, рудой и коксом
В минувший понедельник Путин поручил «представить предложения по развитию биржевой торговли основными видами металлургической продукции, углем, коксом и железорудным сырьем на внутреннем рынке» Минэкономразвития, ФАС, Минпромторгу, Минфину и ФСФР. Это произошло на совещании по тарифам естественных монополий и ценам на сталь (копия протокола есть у «Ведомостей»). Срок выполнения — 1 августа.
Также ведомства к 1 августа должны разработать типовые долгосрочные договоры для покупателей металлопродукции и сырья, указано в протоколе. Договоры должны предусматривать формулу цены, справедливое распределение между сторонами рисков или выгоды от изменения ценовой конъюнктуры, а также обязательное продолжение поставок во время возможных разногласий. Компании будут договариваться сами, предложения ведомств лишь рекомендация, уверяет чиновник, участвующий в разработке типовых договоров.
Биржевая торговля должна дополнить долгосрочные контракты сторон и служить ориентиром рыночной цены на сталь, уголь и руду, рассказывает собеседник «Ведомостей». Впрочем, не факт, что торги введут. Идея еще будет «серьезно прорабатываться», оговаривается чиновник.
Вопрос о необходимости биржевой торговли коксующимся углем поднимается уже не в первый раз — разговоры об этом начались два года назад после «дела «Мечела». Но лишь в начале апреля Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа объявила о первых торгах: 33 672 т угольного концентрата продали «Мечел» и «Распадская» (потребление в России в 2009 г. — 42,8 млн т). На каждый лот претендовали по два-три покупателя, следует из материалов биржи. С тех пор сделок по продаже угольного концентрата не было.
Незначительное число покупателей и продавцов и маленькие объемы — одна из главных проблем организации биржевых торгов на этом рынке, констатирует чиновник: «Есть всего шесть-семь потребителей и столько же поставщиков. В такой ситуации нет гарантии, что они не договорятся между собой». «Мы не знаем удачных примеров биржевой торговли углем в мире, — говорит представитель НЛМК. — А в условиях дефицита качественного коксующегося угля в России есть опасность, что на торгах цены на небольшие объемы могут быть завышенными». Представитель «Мечела», наоборот, уверен, что у биржевой торговли углем и арматурой в России есть перспективы. Торги сталью организовать почти нереально — слишком разнообразная номенклатура, уверен сотрудник одной из металлургических компаний.
Фьючерсы на сталь начали торговаться в специальной секции на Лондонской бирже металлов лишь в 2008 г. Но обороты там невелики, отмечает аналитик Deutsche Bank Георгий Буженица. Лучшего ценового ориентира для такой продукции, чем прямые контракты, нет, считает эксперт.
Биржевые торги — популярная у ФАС мера борьбы с ростом цен. В 2008 г. ФАС активно настаивала на торговле сырьем для минеральных удобрений (апатитовым концентратом и хлористым калием), но к сентябрю цены подскочили почти в 5-7 раз, и торги были приостановлены.<>