Президент России Дмитрий Медведев направил спикеру Госдумы Борису Грызлову предложения по законопроекту об обязательной дегазации угольных шахт, которая повышает взрывобезопасность при добыче угля под землей.
Обеспечение безопасности на шахтах стало повесткой дня после аварии на шахте «Распадская» в ночь на 9 мая, унесшей жизни более 60 человек.
Согласно тексту законопроекта, под понятием «дегазация» понимается совокупность технических решений, направленных на извлечение и улавливание метана, выделяющегося из различных источников, с изолированным отводом его на поверхность или в горные выработки, в которых возможно разбавление метана до допустимых концентраций. В законопроекте отмечается, что для снижения содержания взрывоопасных газов в шахтной атмосфере должны проводиться вентиляция шахт и специальные мероприятия по дегазации, в том числе предварительная дегазация перед проведением подготовительных и очистных работ. Госдума приняла закон в первом чтении 21 мая 2010 г.
«Наименование статьи 14 Федерального закона в новой редакции предполагает, что данная статья должна включать в себя прежде всего нормы, касающиеся государственного регулирования и безопасного ведения работ по добыче и переработке угля и горючих сланцев. Однако в тексте указанной статьи условия безопасного ведения названных горных работ сводятся лишь к дегазации, что представляется неверным, поскольку безопасность определяется также устойчивостью кровли и стенок горных выработок, концентрацией угольной пыли, возможностью возгорания каменного угля и другими факторами», — отмечает президент РФ в заключении по законопроекту.
Кроме того, Медведев отмечает необходимость согласовать эту статью со статьей 24 закона «О недрах», которая устанавливает основные требования к безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. По мнению Медведева, в законопроекте есть неоднозначно понимаемые термины — в частности, «допустимые концентрации», «предварительная дегазация», «очистные работы».