Российские порты продолжают увеличивать объёмы перевалки угля, Кузбасс вышел на докризисные объёмы добычи, на подходе проект освоения Эльгинского месторождения, а рынок АТР продолжает развиваться, закупая у нас всё больше сырья – всё это заставило Правительство России уделить особое внимание транспортной инфраструктуре.
Портовики-ударники
По данным Министерства транспорта, объёмы экспорта российского угля (в том числе и коксующихся марок) увеличились в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%. В пресс-службе Минтранса «Гудку» пояснили, что хорошо сработали только порты Южного и Дальневосточного бассейнов, которые в этом году перевалили угля на 27% больше, чем за шесть первых месяцев 2009 года. Порты, сосредоточенные на Дальнем Востоке, переработали в общей сложности 16,1 млн тонн, на Юге – 3,8 млн тонн.
А вот порты Северо-Западного бассейна сработали с минусом. Объёмы перевалки угля в этих портах на протяжении шести месяцев этого года колебались, но в итоге в общей сложности они перевалили 12,4 млн тонн угля, что на 10% меньше, чем в прошлом году.
Восстановились
По итогам прошедшего полугодия можно констатировать, что угледобывающие компании вышли на докризисные объёмы. Вернее, это касается предприятий Кемеровской области, которая с января по июнь выдала на-гора 90,6 млн тонн угля. Это почти на 10% больше, чем в прошлом году, и столько же, сколько было добыто в Кузбассе в первом полугодии 2008 года.
По данным ТЦФТО Западно-Сибирской дороги, за первое полугодие 2010 года по ЗСЖД перевезено 44,4 млн тонн экспортного угля – это рост на 1% к уровню 2009 года. Здесь констатируют, что произошло увеличение погрузки в направлении портов Востока России на 1,8 млн тонн к 2009 году, а также в направлении портов Азово-Черноморского бассейна – на 1 млн тонн к 2009 году.
По Восточно-Сибирской железной дороге за первое полугодие 2010 года перевезено 2,2 млн тонн угля, а в 2009 году – 1,3 млн тонн.
Ход властей
Согласно проекту, который сейчас готовят чиновники пяти ведомств, общая мощность портов Дальневосточного региона к 2015 году увеличится как минимум в 1,5 раза, и они смогут обрабатывать до 50 млн тонн угля.
Минэнерго России должно разработать совместно с Минприроды, Минэкономразвития, Минфином и Минтрансом «Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года». В её рамках становится «реальным» создание «крупнейшего портового комплекса Ванино в бухте Мучке, дальнейшее развитие получат порты Сахалина и порт Посьет».
Ведомства должны учесть существующие проекты в угольной отрасли: через два года начнётся угледобыча на Эльгинском месторождении. Металлургический холдинг «Мечел», который реализует этот проект, вскоре намерен завершить строительство в Ванино терминала мощностью 20–25 млн тонн в год. Но для этого требуется увеличить пропускные способности Дальневосточной дороги.
Эту задачу в Минэнерго называют стратегической. «Работа по расширению мощности угольных терминалов активно ведётся угольными компаниями. Необходимо ускорение строительства железнодорожных магистралей для выхода к портам Ванино (Кузнецовский тоннель) и Восточный, а также ликвидации «узких» мест БАМа и Транссиба в районе от Нерюнгри до портов Дальневосточного бассейна», – говорят представители Минэнерго.
«Требуется создание экономически обоснованных резервов мощностей морских портов для обеспечения торговли Российской Федерации с Японией, Республикой Корея и Китаем, а также другими государствами АТР», – говорят в пресс-службе ведомства.
Проект «Долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года» должен быть готов и представлен правительству к декабрю этого года.