Намеченное на сентябрь начало строительства железной дороги Курагино – Кызыл переносится, скорее всего, на конец этого года. Причина: проект трассы нуждается в серьезной доработке. Но события вокруг Межпромбанка, которым владеет сенатор от Республики Тыва Сергей Пугачев, ставят под сомнение реальность начала этого строительства.
Напомним, что наряду с государством (точнее Инвестиционным фондом РФ) соинвестором проекта является Енисейская Промышленная Компания (ЕПК), входящая в Объединенную Промышленную Корпорацию (ОПК), которая, в свою очередь, управляет всеми промышленными, девелоперскими и инфраструктурными активами Пугачева. Еще в начале июля Межпромбанк допустил технический дефолт сразу по двум выпускам еврооблигаций — с погашением 6 июля 2010 года и в 2013 году. Гасить долги перед держателями ценных бумаг предполагалось за счет продажи части промышленных активов ОПК, в частности судостроительных заводов в Санкт-Петербурге. Но более вероятным представляется другой ход событий: инвесторы, в частности ВТБ, выдадут кредит Межпромбанку под куда более надежное обеспечение — акции Элегестского угольного месторождения в Тыве, также принадлежащего Пугачеву (лицензию на его разработку Межпромбанк приобрел еще в 2002 году).
На прошлой неделе пресс-служба ВТБ подтвердила, что банк рассматривает возможность выделения структурам ОПК 600 млн долларов под залог ЕПК (владеет лицензией на разработку Элегестского месторождения угля). При этом по условиям возможной сделки залог акций ЕПК означает ее фактическую продажу.
Это событие способно вызвать крайне живой интерес со стороны вертикально интегрированных металлургических компаний — едва ли не каждая из них мечтает иметь в собственности уникальное месторождение тувинских коксующихся углей. Даже сейчас, когда добыча сырья там еще не разворачивалась, стоимость месторождения (по оценке самой ОПК) составляет более 4 млрд долларов. Общий объем запасов Элегестского месторождения превышает 20 млрд тонн, из них 1 млрд тонн — высококачественный коксующийся уголь марки «Ж», дефицит которого ощущается всей мировой черной металлургией. Для его разработки уже запланировано строительство нескольких высокомеханизированных шахт. Как заявлял два года назад Дмитрий Сахно, генеральный директор ЕПК, в 2014 году шахтный комплекс должен был выйти на полную проектную мощность — 13,5 млн тонн угля в год. Что, по идее, превратило бы ЕПК в крупнейшего производителя коксующегося угля в России и третьего — в мире. Малый срок ввода мощностей был вполне реален — 80% ценных запасов угля находится в одном пласте толщиной 6,4 м.
Но без железной дороги этот уголь мало кому нужен — даже в качестве бытового топлива он неудобен, поскольку при сгорании в печах и котлах дает густую жирную сажу (чтобы убедиться в этом, достаточно зимой посмотреть на цвет сугробов в Кызыле). В свое время в покупке месторождения были заинтересованы такие металлургические гиганты, как «Северсталь», «Магнитка» и корейская Posco (пятая по величине мировая сталелитейная компания). В 2006 году возможность покупки этого угольного актива изучал мировой лидер сталелитейной промышленности Mittal Steel индийского олигарха Лакшми Миттала. Но затраты на строительство железной дороги в Тыву отпугнули всех, кроме ОПК. В итоге Сергей Пугачев решил реализовывать собственные планы освоения месторождения. Всего ОПК планировало вложить почти 50 млрд рублей в строительство трассы Курагино – Кызыл (ее длина – 460 км), еще 33 млрд рублей — в создание Элегестинского угледобывающего комплекса, включающего, кроме собственно шахт, также фабрику по обогащению угля мощностью до 12 млн тонн концентрата в год и подъездные пути от Кызыла до месторождения длиной в 38 км.
Сейчас из-за финансовых проблем Межпромбанка не ясно, кто будет реализовывать упомянутые планы. С одной стороны, спрос на кокс не падает — если угольный актив будет выставлен на продажу, покупатели на него найдутся (одним из первых о своем интересе к Элегестскому месторождению заявил Новолипецкий металлургический комбинат Владимира Лисина). В то же время встанет вопрос, найдутся ли желающие вместо ОПК строить на паритетных условиях с государством железную дорогу через Саяны?