Председатель правительства Российской Федерации В. Путин проводит в Челябинске совещание «О мерах по развитию черной металлургии». Во вступительном слове он заявил:
- Практически все наши металлургические комбинаты уже реализовали масштабные инвестиционные планы, в общей сложности вложив в модернизацию производства за 10 лет около 900 млрд руб. Ну и надо сказать, что отрасль выходит все-таки из кризиса, и это уже заметно: рост за первое полугодие составил 20 с лишним процентов и, что приятно, наши металлурги не намерены останавливаться на достигнутом с точки зрения модернизации.
Убеждён, что у российской металлургии есть все необходимое, чтобы уже в ближайшее время окончательно закрепиться в числе мировых лидеров по эффективности производства и управлению, энергосбережению, снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Я видел, что на Магнитке делается в этом смысле у Виктора Филипповича (В.Ф.Рашников, председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината). Ну здорово, впечатляет! Я имею в виду все, что связано с бережным отношением к окружающей среде, к экологии.
Между тем еще очень многое предстоит сделать, и вы это знаете лучше, чем кто бы то ни было, потому что и производительность труда у нас пока значительно ниже, чем у ваших конкурентов, и расход электроэнергии больше на 15-20%. Все это, конечно, еще наследие прошлого, и от него не так просто избавиться: в один удар этого не сделаешь, но двигаться еще есть куда. Необходимо наладить выпуск тех видов продукции, где мы пока зависим от импорта. Например, речь идёт о высококачественном автомобильном листе, который будет востребован как для производства новых моделей на АвтоВАЗе, так и для машин иностранных концернов, собираемых в нашей стране.
Рассчитываю, что сегодня у нас будет возможность обсудить достигнутые результаты и конкретные планы повышения технологического уровня отечественных металлургических комбинатов.
Кроме того, хотел привлечь ваше внимание ещё к ряду актуальных отраслевых проблем.
Во-первых, это развитие сырьевой базы, максимально быстрое и эффективное вовлечение в оборот новых месторождений железной руды и коксующихся углей. Здесь у нас ещё очень много сложностей. Имею в виду и многочисленные административные барьеры, и критическую нехватку инфраструктуры в новых районах - например в Республике Тыва, где нужно строить железную дорогу, чтобы обеспечить доступ к одному из крупнейших угольных месторождений.
Вторая проблема касается новых условий работы в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Нам предстоит научиться грамотно использовать его механизмы для защиты общего рынка трёх стран от недобросовестной конкуренции иностранных производителей.
Представители металлургической и других отраслей промышленности должны чётко понимать, кто и в какие сроки будет рассматривать их обращения и каковы процедуры принятия соответствующих решений.
Кроме того, важно задействовать преимущества Таможенного союза для наращивания кооперационных связей и повышения конкурентоспособности наших металлургических предприятий.
Третье - это стабильность внутреннего рынка металлов. Мы уже об этом говорили, говорили не раз, в том числе года два назад. Напомню, что Правительством неоднократно давались поручения обеспечить заключение долгосрочных контрактов между крупнейшими производителями и потребителями металла, а также установить в них прозрачную и экономически обоснованную формулу определения цены поставок и тем самым на справедливой основе распределить между сторонами возможные риски и выгоды в случае колебаний конъюнктуры мировых рынков.
Кроме того, следует полностью исключить такие нецивилизованные методы ведения дел, как прекращение поставок в случае возникновения разногласий. Их нужно научиться урегулировать путем переговоров или, в крайнем случае, в судебном порядке, а не ставить под угрозу стабильность работы своих партнеров, целых коллективов.