новости на metcoal.ru: версия для печати
08.11.2010 Угольный Клондайк под Кызылом (Часть IV)


Что же касается российских потребителей, то, учитывая дефицитность марки Ж, возить ее из Тувы будет все равно дешевле, чем, например, импортировать из США, да и для новокузнецких металлургических предприятий группы Evraz Улуг-Хем с точки зрения логистики расположен удобно, отмечает Б.Красноженов.

Конечно, учитывая расстояние в 800 км, это отнюдь не так удобно, как юг Кузбасса, но запасы действующих шахт "Южкузбассугля" неуклонно истощаются, а распределяемые участки в регионе уже не позволяют рассчитывать на сверхвысокую производительность.


Груз по $200


Сейчас мировые референсные цены на австралийский коксующийся уголь твердых марок составляют немногим более $200 за тонну. В "ВТБ Капитале" прогнозируют, что в 2011 году средние цены составят около $250 за тонну, а в 2012-2016 годах не опустятся ниже $300 за тонну. Свои ожидания аналитики банка объясняют высоким риском дефицита физического предложения сырья на фоне роста спроса на сталь со стороны Китая, власти которого планируют увеличивать инвестиции в развитие сельской инфраструктуры и строительство социального жилья.

В то же время на протяжении последних нескольких месяцев производство стали в КНР пусть незначительно, но снижается, напоминает Н.Сосновский из "Уралсиб Кэпитал" - правительство проводит политику сдерживания роста и сокращения энергоемкости промышленности, закрывая чересчур прожорливые устаревшие сталелитейные мощности. "Ситуация неоднозначная - непонятно, куда качнется маятник, - говорит аналитик. - То ли эти остановленные мощности за счет снижения спроса надавят на сырьевые цены, то ли, если спрос на сталь в Китае пойдет вверх, цены на нее пойдут вверх и потянут за собой сырье. Да, процесс восстановления идет, спрос понемножку будет расти, но какого-то бурного роста цен мы не прогнозируем". На фоне незначительного удорожания коксующегося угля в IV квартале в следующем году мировые цены на него могут вырасти на 15-20%, российские - примерно на 15% (до $140-170 за тонну в зависимости от марки против нынешних $130-150), полагают в "Уралсиб Кэпитал".

Объем капзатрат, необходимых для освоения Элегеста и Межегея, в Альфа-банке оценивают примерно в $1,5 млрд на каждое месторождение - без учета расходов на железную дорогу, распределение которых по инвесторам пока не определено.

При нынешней ценовой конъюнктуре - свыше $200 за тонну на экспорт - проекты вполне имеют право на существование, полагает Н.Сосновский. "Когда уголь стоил $150 за тонну на экспорт и $50 за тонну в России, естественно, все эти проекты были убыточными, - говорит аналитик "Уралсиб Кэпитал". - При нынешних ценах и прогнозах их дальнейшего роста хотя бы в ближайший год на 10-15% экономика проектов выглядит довольно приемлемой. Конечно, миллиардные вложения в инфраструктуру - $3-4 млрд на одну только железную дорогу в Туве - это, конечно, многовато. Но если там действительно будут такие крупные проекты, инфраструктура будет строиться совместными усилиями, а спрос на сталь и базовые металлы со стороны Китая и других развивающихся рынков продолжит укрепляться, то вложенные в 2015 году миллиарды окупятся после выхода проектов на полную мощность - а это где-то 2020-е годы".

В менее официальных беседах, впрочем, многие собеседники "Интерфакса" констатировали, что на бумаге - а именно на ней сейчас существуют все тувинские проекты, за исключением Элегеста - в отношении планов на 2017-2020 годы можно "рисовать" что угодно, Благо на ближайшие годы существенных инвестиций в новые проекты все равно не предвидится. В реальности же никто не знает, что будет с рынком хотя бы в конце 2011 года - а события двухлетней давности наглядно продемонстрировали, что цены на сырье умеют падать еще более стремительно, чем взлетать.


Источник:   ИА Финмаркет