Если "Мечел" строит свою железнодорожную ветку Улак-Эльга стоимостью около $1,3 млрд в одиночестве (сейчас ориентировочный срок завершения работ заявлен на декабрь 2011 года), то ведущий к Улуг-Хемским месторождениям отрезок Кызыл-Курагино недропользователи будут строить коллективно и при участии государства.
ЕПК, Evraz и "Северсталь" с участием Росжелдора, Минрегиона и администрации Тувы в конце октября подписали меморандум о создании специального консорциума. Как заявлял журналистам глава Минрегиона Виктор Басаргин, государственные инвестиции в проект превысят 49 млрд рублей, частные инвесторы вложат около 81 млрд рублей.
Проектная мощность первой очереди дороги, которую планируется запустить в 2014 году, составляет 15 млн тонн грузов в год. Что касается ожидаемых объемов добычи, то основанный на полноценном ТЭО бизнес-план пока есть только у ЕПК. Как рассказывал "Интерфаксу" гендиректор "Объединенной промышленной корпорации" Игорь Серов, начало масштабной подземной добычи на месторождении намечено на 2012-2013 годы в объеме около 3 млн тонн в год с постепенным выходом на уровень в 15-18,5 млн тонн ко времени завершения строительства железной дороги (может занять 4-5 лет).
Evraz актуальных планов ни по Межегею, ни по Восточному участку пока не раскрывает. В 2008 году, когда группа в первый раз выигрывала аукцион на право разработки Межегея (после начала кризиса Evraz отказался от приобретения лицензии и в 2010 году выиграл ее по новой, сэкономив в результате почти 16 млрд рублей) сообщалось, что проектная мощность горно-обогатительного предприятия на Межегее может составить 8,4 млн тонн угольного концентрата в год. "Северсталь" предварительно оценивает возможные объемы добычи на Центральном участке в 11 млн тонн в год, подчеркивая, что эта величина может быть существенно скорректирована в ходе подготовки окончательного проекта.
Опрошенные "Интерфаксом" эксперты отмечают, что увеличение числа инвесторов в Улуг-Хем существенно повышает шансы на успешное строительство железной дороги. Однако при этом, по их мнению, реальные планы по добыче на конкретных участках, скорее всего, будут пересмотрены вниз от заявленных сейчас максимумов из-за ограничений, накладываемых инфраструктурой и емкостью рынка. К тому же строительство подъездного пути Кызыл-Курагино не решает существующих уже сейчас проблем с перегруженностью Транссиба и экспортных портовых мощностей, напоминает аналитик Альфа-банка Сергей Кривохижин.
Самим не надо?
В самой России в ближайшие годы существенного роста спроса на коксующийся уголь ждать не приходится, указывает А.Пухаев из "ВТБ Капитала" - сейчас в стране строится только одна новая крупная доменная печь, на НЛМК. При этом постепенное внедрение технологии пылеугольного вдувания (PCI, pulverized coal injection) на существующих мощностях постепенно снижает расход коксующегося угля за счет использования пылевидного энергетического.
Впрочем, основная масса заявленных на Улуг-Хеме проектов выйдут на промышленную добычу заметно позже 2017 года. Текущие правительственные прогнозы предполагают, что потребление углей для коксования в стране в ближайшие 10 лет останется в диапазоне от 39 до 45 млн тонн в год. Таким образом, в случае сохранения существующего расклада сил в ближайшие десятилетия в качестве основных претендентов на тувинские и якутские угли можно рассматривать только азиатские страны (в Европе производится преимущественно электросталь). В частности, адресатами экспортных потоков из Тувы могут стать Япония, Корея, Индия, Китай. "Количество новых проектов в сегменте коксующегося угля на мировом рынке очень ограничено, и Россия может стать одним из крупнейших игроков в данном секторе на горизонте 5-7 лет", - полагает аналитик "Ренессанс Капитала" Борис Красноженов.
Часть IV