новости на metcoal.ru: версия для печати
08.11.2010 Угольный Клондайк под Кызылом (Часть II)


Жирно не будет

Впечатляющие (свыше 1,5 млрд тонн) запасы разыгрываемых в этом году тувинских месторождений целиком представлены жирными углями той же ценной марки. Несмотря на то, что в целом большая часть (по данным Минприроды - почти 14 млрд тонн, или 66%) российских разведанных запасов коксующихся углей особо ценных марок приходится как раз на спекающиеся ГЖ и Ж, на рынке наблюдается хотя и меньший, чем в отношении коксующихся К и КЖ, но все же заметный дефицит этого типа сырья.

Тот же НЛМК с начала года начал закупать необходимые для шихты качественные жирные угли в США, отмечает аналитик "Уралсиб Кэпитал" Николай Сосновский. По словам представителя комбината, за 2010 год НЛМК импортирует их около 600 тыс. тонн. Ситуация дополнительно осложнилась из-за остановки добычи на "Распадской" после майской аварии.

При всем богатстве недр перед российской угледобычей (как, впрочем, и перед многими другими добывающими секторами) с каждым годом все явственнее вырастает призрак исчерпания хороших запасов в освоенных районах и необходимость постепенно приниматься за месторождения, расположенные в более удаленных от цивилизации местах. На сегодняшний день лучшие из них - большие и при этом не самые сложные по горно-геологическим условиям - это как раз участки в Улуг-Хемском угольном бассейне, а также Эльгинское месторождение в Якутии, говорит директор горного департамента консалтинговой компании IMC Montan Сергей Никишичев. Неосвоенные пока участки с запасами коксующегося угля в инфраструктурно развитых Кузбассе или Коми не настолько масштабны и при этом зачастую сложны в отработке.

Дорожный вопрос

Участки Улуг-Хема и осваиваемое "Мечелом" Эльгинское месторождение с точки зрения инфраструктуры примерно одинаковы - что от Улуг-Хема до Транссиба, что от Эльги до БАМа предстоит проложить несколько сотен километров железной дороги. Однако будущая себестоимость добычи там сопоставима с хорошими шахтами Кузбасса - до $30 за тонну, - причем на Улуг-Хеме, где запасы предполагают подземную отработку, возможна очень высокопроизводительная добыча - в десятки тысяч тонн сырья в сутки из лавы, отмечает С.Никишичев. Для сравнения, себестоимость добычи сырья "Воркутаугля" составляет около $60 за тонну.

Сейчас ЕПК, добывающая пока на Элегестском месторождении примерно 30-40 тыс. тонн угля в месяц открытым способом, вывозит его грузовиками-углевозами. При этом в компании утверждают, что на операционном уровне проект себя окупает. "Мечел" (РТС: MTLR), который планирует начать добычу на Эльге в конце этого года, заявлял летом, что до окончания строительства ветки будет совмещать транспортировку железнодорожным и автотранспортом. Оценить затраты на логистику при такой схеме в компании затруднялись.

В 2011 году компания может добыть на Эльге около 1 млн тонн угля, а к 2013 году планируется выйти на уровень добычи около 9 млн тонн в год.

Теоретически автотранспортом реально вывозить до 4 млн тонн угля в год, отмечает С.Никишичев из IMC Montan.

Часть III


Источник:   ИА Финмаркет