«Мечел», купивший несколько лет назад порт Темрюк-Сотра и возлагавший на него большие планы в логистике, вынужден судиться за право арендовать участок прилегающей земли. Несмотря на то что договор аренды уже подписан, стороны не могут разобраться, кому принадлежит земля — федеральным или региональным властям.
С апреля этого года «Мечел» судится с управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю из-за участка земли, арендованного портом Мечел-Темрюк. В октябре 2009 года порт заключил с местными властями договор об аренде на десять лет участка земли площадью 39 тыс. кв м для обслуживания железнодорожных путей и технологических площадок для накопления грузов. В ноябре того же года стороны обратились в Темрюкский отдел управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации договора. И в ответ получили отказ. Причина — отсутствие у администрации Тем рюкского района полномочий по предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности. В итоге порт Мечел-Темрюк попытался через Арбитражный суд Краснодарского края добиться регистрации договора.
Тяжба продолжается по сей день. В сентябре 2010 года суд первой инстанции отказал порту Мечел-Темрюк, указав, что «правообладателем земельного участка является казна Российской Федерации». Доводы администрации, что земля находится на территории населенного пункта, не были приняты, поскольку это «не исключает возможность его нахождения в границах порта», говорится в решении суда (копия есть в распоряжении РБК daily).
В начале ноября Мечел-Тем рюк подал апелляционную жалобу, ее рассмотрение назначено на 7 декабря. У компании есть основания оспаривать решение: на этой земле располагаются объекты недвижимости, право собственности на которые принадлежит порту Мечел-Темрюк, отмечают в «Мечеле». В компании также уверяют, что эта заминка не скажется на планах по расширению мощностей порта, и не сомневаются, что «в скором времени земельный вопрос будет оформлен в соответствии с земельным законодательством с надлежащей стороной».
В целом такие споры для российских компаний не являются редкостью. «Суть проблемы кроется в том, что федеральные власти и субъекты Федерации не всегда регистрируют свои права в установленном порядке. Существует большое количество активов, на которые права ни субъектов, ни государства не зарегистрированы», — отмечает адвокат Андрей Лебедев из компании «Юков, Хренов и партнеры». По его мнению, велика вероятность того, что суд признает земельный участок федеральной собственностью и данное решение будет оставлено в силе судом апелляционной инстанции. Однако в таком случае ничто не мешает порту Мечел-Темрюк договориться об аренде с федеральными властями.
В 2007 году «Мечел» приобрел 100% морского порта Темрюк-Сотра, расположенного на Азовском море. Стоимость покупки составила 6,108 млн долл. «Мечел» заявлял о желании увеличить мощности порта до 1,8 млн т в год, для чего в начале 2008 года приобрел два прилегающих к порту участка земли. Предполагалось, что приобретенный порт будет специализироваться в основном на перевалке угля. Сейчас, например, туда поставляется уголь с Mechel Bluestone.