Как заявил сегодня на встрече с Краснянским губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, «сегодня мы продаем наш уголь на внешних рынках, но какой уголь? Частично даже необогащенный, не рассортированный — прямо такой, каким его извлекли из шахты или карьера. И получается, что мы добываем сырье, гоним его в другие страны и там даем работу тем, кто доводит его до нужной кондиции. Сегодня это уже недопустимо. Мы должны заниматься и обогащением угля, и его глубокой переработкой». По мнению Тулеева, «в первую очередь, из угля можно получать сырье для металлургии: кокс, а также ценные смолы и ряд других компонентов для химической промышленности, и даже керосин и бензин. Мы должны создать угольный магазин с полным набором продуктов. Именно в этом главная задача строящегося угольного «Сколково», — отметил губернатор.
Угольные инновации — давняя мечта Амана Тулеева, которую он активно продвигает на всех уровнях. Действительно регион, обеспечивающий до 70% внутренней добычи угля в России (в этом году здесь будет установлен новый рекорд — 185 млн тонн угля), нуждается в резкой трансформации модели своей экономики. По оценке самого Тулеева, увеличение объемов добычи без ущерба для природы и человека возможно до 200 млн тонн. Поэтому в Кузбассе уже принято решение больше не выдавать лицензии на разработку новых месторождений (кроме технологических разработок), а главные усилия направить на восстановление того, что нарушено. И на развитие «угольных инноваций». Для чего в Кемерово создан технопарк, развивается партнерство с СО РАН — руководителем Кемеровского научного центра отделения стал известный академик Алексей Конторович, специалист в нефтегазовой отрасли. Совместно с «Газпромом» начат проект по добыче метана из угольных пластов. Инициируют власти и действия собственников по развитию высоких технологий на работающих разрезах и шахтах.
Аналитики отмечают, что уголь как полезное ископаемое действительно очень многогранен и может использоваться не только в качестве прямого топлива, но и в других ипостасях (в частности, в виде сорбента). Уголь можно также газифицировать или сжижать. «Поэтому нет ничего удивительного, что «Шахта Беловская» будет строить такой комплекс. Ведь переработка угля, а не его простое сжигание, дает большую экономическую выгоду. Поэтому уголь вполне может стать основой для инноваций, и такой проект имеет право на существование», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По мнению же аналитика «Инвесткафе» Анастасии Сосновой, проект ЗАО «Шахта Беловская» вообще можно считать революционным. «В России до сих пор подобные проекты не реализовывались. Лишь в последние годы, когда владельцы шахт и разрезов решили бороться с затоваренностью энергетическим углем, начали потихоньку строиться обогатительные фабрики», — отмечает аналитик.
Она считает, что «проект может оказаться полезным не только с социальной точки зрения, но и с экономической». «Во-первых, производственный цикл комплекса будет замкнутым, что позволит удовлетворить потребности в электроэнергии — извлеченный метан будет отправляться на собственную электростанцию, а это снизит затраты комплекса и уменьшит себестоимость добычи и переработки угля. Во-вторых, обогащенный уголь более востребован на мировом рынке, а он дороже необогащенного, что опять же способствует повышению выручки с продаж и росту рентабельности. Кроме того, выручка с продаж увеличится и за счет реализации продуктов глубокой переработки угля», — уверена Соснова. Однако, по ее мнению, уголь, который будет обогащаться на Караканском комплексе, станет все-таки уходить на экспорт. «Хотя бы в силу того, что с экспортом можно было бы быстрее окупить проектные затраты. Впрочем, продукция глубокой переработки, наоборот, скорее найдет спрос на внутреннем рынке, нежели за рубежом», — добавляет аналитик.