Зарубежные рынки помогут Уралвагонзаводу удвоить выручку
Лишь недавно, в 2009 году, крупнейшего российского производителя вагонов — Уралвагонзавод (УВЗ) — удалось спасти лишь за счет госпомощи. А сегодня компания уже строит планы по удвоению выручки к 2020 году, до 200 млрд руб. Ставка делается в том числе на масштабную зарубежную экспансию.
В 2009 году долги Уралвагонзавода достигли 60 млрд руб. при том, что выручка предприятия составила лишь 36,2 млрд руб., а чистый убыток — 7,1 млрд руб. Но государство оказалось благосклонно: завод получил госсубсидий и госгарантий на сумму около 28 млрд руб. По предварительным оценкам 2010 года, УВЗ уже показал прибыль на уровне 10 млрд руб., выручку — 100 млрд руб., а долг — 16 млрд руб.
Пережив сложные времена, УВЗ начал разработку масштабных планов по развитию бизнеса.Как рассказал РБК daily директор по инвестициям УВЗ Сергей Горячев, компания ставит перед собой цель в два раза увеличить выручку к 2020 году. При этом немалый вклад должна принести зарубежная экспансия: доля экспортной выручки может вырасти с 15 до 40%. Причем если сейчас экспортные доходы приносит военная техника, то в будущем ставка делается на гражданскую продукцию. А для повышения качества продукции УВЗ предполагает увеличить к 2020 году вложения в НИОКР с нынешнего 1% от выручки до 3%. Сейчас Уралвагонзавод выбирает консалтинговую компанию, которая поможет ему в разработке стратегии. Окончательно документ может быть утвержден в декабре 2011 года. «Спрос, например, на вагоны носит циклический характер. Мы сталкиваемся с тем, что в какой-то период резко падает спрос, скажем, на полувагоны и цистерны. И нам ничего не остается, кроме как искать другой рынок.
И в этом смысле надо развивать экспортный потенциал», — поясняет Сергей Горячев. При этом УВЗ интересны не только рынки стран АТР, СНГ или Европы, но и рынок США. «Мы начнем туда поставки, если логистические расходы не перевесят выгоду», — отметил он. УВЗ уже готовится к зарубежной экспансии. В конце прошлого года Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) передал УВЗ лицензию на производство и продажу американских вагонных тележек (типа Barber S-2-R), а в начале 2011 года было подписано соглашение с американской Amsted Rail, по которому УВЗ получит лицензию на тележки с повышенной нагрузкой (до 25 т на ось). Кроме того, чтобы снизить цену на стальной прокат, УВЗ приобрел контрольный пакет во французском производителе литья Sambre et Meuse.
Но гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров опасается, что наращивание экспорта гражданской продукции может стоить УВЗ потери доли на российском рынке. «Здесь их будут вытеснять конкуренты — ТВСЗ и «Промтракторвагон», — отмечает он, но добавляет, что в ближайшие два-три года благодаря росту спроса на вагоны рынка хватит всем.
Но и на зарубежных рынках препятствием может стать другая ширина колеи. Выходом может стать покупка зарубежных мощностей. Летом 2010 года УВЗ безуспешно пытался купить обанкротившегося французского производителя вагонов IGF Industries Arbel Fauvet Rail. Есть ли другие активы на примете, в УВЗ пока не говорят.