Для Калужского научно-производственного электрометаллургического завода мы практически полностью купили новое инженерное решение. На предприятии будут использованы современные природоохранные технологии, позволяющие сделать мини-завод экологически безопасным металлургическим объектом. Удельные выбросы на предприятиях полного металлургического цикла в России составляют 25—35 кг на тонну стали, в странах ЕС — 15—18,9 кг на тонну, в то время как проект КНПЭМЗ обеспечит уровень выбросов менее 1 кг на тонну стали, то есть почти в 15 раз меньше. Поставщиком оборудования для электросталеплавильного производства является ведущий мировой производитель — австрийская фирма Siemens VAI. Технологичность и высокие экологические стандарты поставляемого оборудования доказывает функционирование на территории ЕС нескольких десятков аналогичных предприятий. При этом восемь из них расположены менее чем в 1 км от жилой застройки в ФРГ, Франции, Италии, Испании, Швейцарии и других странах. Один из заводов, аналогичных КНПЭМЗ, расположен на границе Германии и Франции, всего в 4 км от здания Европарламента. В этой связи очевидно, что строительство завода не только не может нанести ущерба Москве, но и совершенно безопасно для жителей Калужской области: индустриальный парк Ворсино — щадящая для экологии зона.
Сейчас мы имеем все разрешения, все документы, цеха выведены под крышу, идет монтаж оборудования. Степень готовности — порядка 60%. В настоящее время на строительстве нового предприятия в Ворсино Калужской области занято до 1,9 тыс. человек.
Если бы Группа НЛМК не пришла в Макси-Групп, то мы, наверное, не увидели бы никакого Березовского и никакой Калуги уж точно. Проблема господина Максимова в том, что он занимал средства, не очень хорошо понимая, как отдавать и сможет ли отдать. Он все время рассчитывал на то, что ликвидность на рынке капитала будет только увеличиваться, что можно брать все новые и новые кредиты, и что рынок стали тоже будет постоянно расти. Но наше стратегическое понимание другое: рынок цикличен. И он обычно после нескольких лет роста все равно откатывается назад.
У Макси-Групп была общая задолженность около $1,8 млрд, декларированная только. Практически всю задолженность мы выкупили у кредиторов. Фактически Макси-Групп куплена не у Максимова, а у кредиторов. Все активы были заложены-перезаложены. Мы выкупили залоги у банков, реструктурировали под наши гарантии, и до сих пор общий долг перед НЛМК по займам составляет около 60 млрд руб.
- Нет сожаления о такой инвестиции?
- Сожаления — не наш профиль. Мы, если подписали соглашение, выполняем его полностью. И несем ответственность перед коллективом и акционерами. Да, может быть, эффективность этого направления не такая высокая, как на основной площадке. Проект не окупится быстро. Рентабельность при хорошем рынке всей структуры, пока что исключая Калугу, будет достаточно скромной. Сейчас к тому же не тот рынок. Мы видим окупаемость проекта только в достаточно длинной перспективе. Горизонт — десять лет и больше. Однако у нас есть значительный опыт в отрасли, и мы рассчитываем на то, что сможем переломить эту ситуацию и все равно вывести компанию на устойчивую положительную рентабельность.