После трагедии на шахте «Распадская» в мае прошлого года продажа компании была бы понятна рынку. Менеджмент и одновременно совладельцы компании такую возможность отвергали и взялись за восстановление шахты. Но сейчас, как оказалось, почти 80% угольной компании, принадлежащие Evraz и менеджменту во главе с Геннадием Козовым, выставлены на продажу. По текущим котировкам этот пакет может стоить примерно 4,7 млрд долл.
В мае 2010 года на шахте «Распадская» произошла трагедия, унесшая жизни 91 шахтера и горноспасателя, а сама компания «Распадская» временно лишилась своего главного добывающего актива. Это изменило как рыночную ситуацию, так и заставило угольщиков повышать меры безопасности.
В феврале было разослано предложение о продаже доли (80%) в «Распадской», рассказал РБК daily источник в одной из компаний, получивших документ. Продавцом выступает Corber Enterprises Limited, совладельцами которой на паритетных началах являются Evraz Group и руководство «Распадской». Слышал об этом и высокопоставленный чиновник правительства. Консультантами по сделке выступают Deutsche Bank и Morgan Stanley. Цена пакета в предложении не определена, говорит источник, но ориентир — рыночная оценка компании. Сейчас идет выявление заинтересованных сторон, пакет может быть продан как одним лотом, так и по частям группе инвесторов, пояснил он. В Evraz и самой «Распадской» ситуацию не прокомментировали.
Наиболее явные претенденты — металлургические компании. «Без комментариев», — ответили вчера в «Мечеле», «Северстали» и ММК. Получить комментарий у НЛМК вчера не удалось.
Согласно вчерашним котировкам, капитализация «Распадской» на ММВБ составила 166 млрд руб., а на РТС — 5,86 млрд долл. Соответственно пакет Corber можно грубо оценить в 4,7 млрд долл. «Продавать «Распадскую» рано — цены на уголь растут, а сама компания постепенно восстанавливает добычу», — говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский. С начала года котировки «Распадской» упали на 9%, но в целом за последние шесть месяцев выросли на 36%. Между тем целевая оценка «Распадской» Банка Москвы предполагает 80-процентный рост котировок компании. Часть шахты снова работает, а к концу года восстановительные работы на аварийном участке будут завершены. «Но если продавать компанию сейчас и исходя из текущих цен, то желающих должно быть много», — добавляет Николай Сосновский.
Однако Борис Красноженов из «Ренессанс Капитала» считает, что если кто-то из российских металлургов захочет покупать компанию, то только «контроль». Но эксперт не верит в то, что со своей долей готов расстаться и менеджмент. «Оптимальный вариант: Evraz продает свой пакет, с него снимается бирка «высокой долговой нагрузки», менеджмент компании докупает акции и сохраняет контроль. Остальное может разместиться на бирже», — отметил он.