В исследовании компании INFOLine отмечается, что особенностью российского угольного экспорта является значительная удаленность поставщиков угля от морских портов.
Средняя удаленность морских портов России от районов угледобычи составляет 4420 км. Средняя дальность перевозок экспортного угля до погранпереходов России составляет для различных углей от 2500 до 4300 км.
Этим можно объяснить тот факт, почему железнодорожным транспортом осуществляется более 90% всех перевозок угля в России. Недостаток перевалочных мощностей и более высокая эффективность зарубежных портов долгое время были причиной того, что значительная часть российского угля переваливалась в зарубежных странах, в первую очередь, в странах Балтии и Украине.
В последние годы, учитывая выраженную экспортную направленность угольной отрасли, ведется наращивание мощностей угольных терминалов российских портов и постепенная переориентация направлений экспорта угля из иностранных портов в российские.
Долгосрочная программа развития угольной промышленности до 2030 года предусматривает существенное увеличение экспорта угля — до 125 млн тонн энергетического угля и 45 млн тонн коксующегося. По словам генерального директора INFOLine Ивана Федякова, стремительный рост металлургической и химической промышленности и увеличение потребления электроэнергии влечет за собой повышение роли угля в мире. «Это создает благоприятные перспективы для угледобывающих компаний России, но в то же время ставит перед ними задачу максимально эффективно использовать свой потенциал роста», - отмечает эксперт.