Сегодня на территории Каларского района реализуется сразу три крупных инвестиционных проекта. На них делает ставку Правительство края. Уже в ближайшие 5-7 лет, согласно плану, с месторождений по разным направлениям пойдут вагоны с углем, медью, железом. Одно из месторождений каменого угля - Апсатское.
Чем дальше в горы, тем чернее. Из под толстого покрывала снега ввысь поднимаются величественные горы Кодара. Для туриста — кладезь для пеших маршрутов, с точки зрения геолога — настоящая находка. Пласты перегнивших растений здесь формировались более 150 млн лет и превращались в каменный уголь. Еще несколько лет назад его отсюда возили в ближайшие поселки и использовали только для собственных нужд. Сегодня осваивать месторождение взялись более масштабно. В отличие от других марок угля, у добываемого здесь мощная энергетика, рассказывают геологи.
Владислав Столяров, геолог: "И вот флот, когда боевой был, паровой в 19 веке, то в Россию именно эти марки возили из Англии для балтийского флота. Потому что своих, тогда еще Донбасс был неизвестен, туда дорог не было железных. Они всегда были более дефицитные угли, потому что это узкий такой спектр углей, которые идут на коксохимию и они в первую очередь везде отрабатываются и уже сейчас есть в них потребность".
Прогнозируемые запасы только одного участка, которым занимается компания "Арктические разработки" - 485 млн тонн. Более 90 процентов — это коксующийся уголь. Его используют в производстве металлургического кокса, красок, синтетических тканей и других материалов. Спрос на это сырье с каждым годом продолжает расти.
Дмитрий Мельников, руководитель представительства ООО «Арктические разработки» в пос.Новая Чара: "В первом полугодии 2011 года мы планируем завершить первый этап оценочный и со второго полугодия приступить к началу разведочных работ на месторождении, лицензионном участке апсатского каменно-угольного месторождения".
Впервые каменный уголь в районе ручья Быйики обнаружил один из местных жителей в 1933 году. Примерно в это же время горы Кодара посещали золотари, геологи, занимающиеся разведкой урановых месторождений. Но ни те, ни другие не посчитали добычу угля здесь перспективной из-за отсутствия подъездных путей.
Сегодня вопрос транспортной логистики решается в скором порядке. Приступить к разработке месторождения здесь планируют в 2017 году, объёмы отгрузки коксующегося концентрата по прогнозам составят 400 тысяч тонн в год. Поэтому с разъезда Кемен Байкало-Амурской магистрали уже сегодня проектируют железнодорожную линию к Апсатскому месторождению каменного угля протяженностью около 30 км.