Катастрофа в Японии окажет существенное влияние на рынок морских перевозок. По прогнозам, пострадают от нее владельцы танкеров VLCC, контейнерные линии и операторы ро-ро сервисов, спрос на чьи услуги в обозримой перспективе снизится
В то же время, заработать на последствиях катастрофы смогут владельцы и операторы балкеров класса panamax и supramax, а также танкеров-газовозов и продуктовозов.
Поскольку многие сталелитейные предприятия расположены на юге, который не пострадал от цунами, спрос на железную руду и коксующийся уголь, вероятно, вырастет.
Дополнительным фактором роста спроса на сталь станет потребность в восстановлении разрушений. Этот же фактор, по прогнозам, увеличит спрос на импортные лесные грузы.
Ущерб, причиненный цунами посевам, скорее всего, приведет к росту импорта зерновых. Все это – грузовая база для балкеров panamax и supramax.
Аналитики вспоминают, как развивались события после землетрясения в Кобе в 1995г. и прогнозируют, что аналогичный сценарий может повториться и сейчас.
Тогда катастрофа не оказала заметного влияния на фрахтовый рынок танкеров и балкеров. Импорт LNG, сырой нефти и угля снизился в первый месяц после землетрясения, после чего резко увеличился. Импорт мазута сохранялся на высоком уровне несколько месяцев, в течение которых восстанавливались местные НПЗ.
Негативным моментом для владельцев и операторов VLCC является снижение фрахтовых ставок на рейсы в восточном направлении с Ближнего Востока.
Контейнерные и ро-ро перевозки снизятся из-за сокращения экспорта из Японии.