Число претендентов на «Распадскую» растет. По данным РБК daily, помимо российских металлургов банки-организаторы (Deutsche Bank и Morgan Stanley) предложили рассмотреть покупку этого актива ряду иностранных компаний, в частности таким гигантам, как Rio Tinto и BHP Billiton. В то же время уже сейчас наметились первые кандидаты на выбывание — НЛМК и Магнитка.
«У списка кандидатов нет никаких ограничений», — рассказал РБК daily источник, близкий к сделке. Изначально, когда собственники «Распадской» только нанимали банки, они хотели предложить актив ограниченному кругу покупателей, чтобы не создавать шумихи, однако постепенно количество потенциальных претендентов увеличилось, отмечает другой источник, знакомый с ходом переговоров. Из российских компаний, помимо Магнитки, НЛМК, «Мечела» и «Северстали», банки направили предложение «Металлоинвесту». В самих компаниях комментариев на эту тему не дают.
Также предложения поступали ряду иностранных компаний, в том числе китайских, рассказал один из источников. Впрочем, азиаты до сей поры не очень активно проявляли себя в переговорах. Еще два претендента — это Rio Tinto и BHP Billiton, которые давно мечтают получить доступ к российским недрам, отметил источник. Обе эти компании отказались от комментариев. Участники рынка также ждут, что «Распадскую» предложат ArcelorMittal, у которой уже есть несколько угольных активов в России. Получить комментарий ArcelorMittal не удалось.
Из всех названных претендентов наиболее активно себя проявляла Магнитка. Компания даже успела провести собственную оценку актива, рассказали несколько источников, близких к банкам и компаниям, получившим предложение. Однако сейчас, вероятно, Магнитогорский меткомбинат, а также НЛМК и «Металлоинвест» потеряли интерес к сделке. По словам источников, цена за актив показалась этим компаниям слишком большой. Теперь, когда цены на уголь максимальные, собственники рассчитывают продать «Распадскую» из расчета самых высоких цен на сырье, отмечает один из источников. Но рынок ждет снижения цен на уголь, поэтому потенциальные покупатели не готовы пойти на такие условия.
«Цены на коксующийся уголь сейчас действительно на пике, на споте австралийские контракты выросли на 44%. Однако уже начиная с третьего квартала ожидается снижение цен на 10—15% квартал к кварталу», — отмечает Георгий Буженица из Deutsche Bank. По словам одного из источников, близких к сделке, у собственников «Распадской» есть свое представление о стоимости актива, некая «инвестиционная цена», которая учитывает планы по развитию компании. После аварии в мае прошлого года «Распадская» существенно сократила добычу угля: в 2010 году она произвела 7,16 млн т угля, но уже к 2015 году обещает рост до 18,5 млн т. С таким прицелом компания может стоить 10 долл. за акцию, или 7,8 млрд долл., считает Борис Красноженов из «Ренессанс Капитала».Впрочем, если менеджмент «Распадской» не получит сейчас предложения о продаже, которое устроило бы его по цене, он не будет торопиться избавиться от акций, считает г-н Красноженов. «Не исключено, что они увеличат свою долю до контрольной. Спустя время ее можно будет продать намного дороже», — отмечает эксперт.
В таком случае как раз нельзя исключать и приход иностранного инвестора. «Вероятно, чиновники смогут одобрить продажу неконтрольного пакета иностранцам», — добавляет аналитик. Со стороны антимонопольной службы такую сделку будет проще одобрить, чем продажу в пользу крупной российской угольной компании, поскольку иностранный владелец исключает возникновение монополиста на внутреннем рынке, рассказали РБК daily чиновники ФАС. Проблемы могут возникнуть со стороны правительственной комиссии по иностранным инвестициям, которая не стремится открывать российские недра для иностранцев, отмечают участники рынка.