новости на metcoal.ru: версия для печати
12.05.2011 В Ванинский порт причалят семеро


На него претендуют En+ и угольщики На государственный пакет акций Ванинского морского торгового порта на Дальнем Востоке претендует уже семь компаний. В частности, интерес к активу официально подтвердили СУЭК, «СДС-Уголь», «Сибуглемет», а также En+ Group Олега Дерипаски. Начальная цена актива составляет около 1 млрд руб., но в свете значительного числа претендентов явно вырастет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала сведения о предстоящем аукционе по продаже 73% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт». По состоянию на 11 мая на госпакет акций одного из крупнейших портов Дальнего Востока претендуют СУЭК, «СДС-Уголь», «Сибуглемет», «Междуречье» (подконтрольно собственникам «Сибуглемета»), а также «Канопус», «Трейд-Сервис» и «Тим Консалт». Источники „Ъ“ в отрасли основным претендентом на госпакет называют структуры Олега Дерипаски, которые уже владеют 27% акций порта (см. „Ъ“ от 11 мая). Источник «Интерфакса» в En+ Group подтвердил, что среди обратившихся с уведомлением в ФАС компаний есть действующая в ее интересах структура. Претенденты могут подать свои заявки до 12 мая. Проведение аукциона назначено на 19 мая, стартовая цена акций — 934 млн руб.

ОАО «Ванинский морской торговый порт» входит в пятерку крупнейших морских портов на Дальнем Востоке и в десятку по стране. Включает 16 причалов, склады, перегрузочную технику. Глубина у причалов позволяет принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 тыс. тонн. Порт обрабатывает уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руду и контейнеры. В 2010 году обработал 6,011 млн тонн грузов. Выручка за девять месяцев 2010 года составила 1,037 млрд руб., чистая прибыль — 92 млн руб.

Среди угольных компаний, претендующих на акции Ванинского порта, только у СУЭК уже есть угольный терминал — недалеко от Ванино. Его мощность по перевалке составляет 12 млн тонн, что почти вдвое выше перегрузочных мощностей Ванинского порта. «СДС-Уголь» и «Сибуглемет» не раз пытались получить доступ к морским портам, но безуспешно.

«Сибуглемет» в 2006 году планировал построить собственный терминал в приморской бухте Суходол, но в 2007 году угольщикам было отказано в разрешении на строительство. В 2008 году компания победила в аукционе по продаже госпакета акций Восточного порта (19,9%), однако его результаты оспорил контролирующий акционер актива «Кузбассразрезуголь». В итоге Росимущество аннулировало результаты аукциона и оставило бумаги в госсобственности. У холдинга «Сибирский деловой союз», куда входит «СДС-Уголь», были планы построить терминалы в украинском порту Южный, в Усть-Луге (Ленинградская область) и в Мурманском порту. Однако, по словам источника „Ъ“ в портовом бизнесе, о первых двух проектах в СДС «уже забыли», а в Мурманске к строительству терминала приступить нельзя до тех пор, пока государство не построит там все федеральные объекты.

Директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева объясняет ажиотаж вокруг Ванинского порта высоким спросом на перевозки угля в восточном направлении: «Итоги прошлого года показали, что логистика через Дальний Восток выгоднее и интереснее». Несмотря на сложности с пропускной способностью железной дороги в адрес дальневосточных портов, компании все равно стремятся сначала заполучить портовые терминалы, а затем уже решать вопросы с ОАО РЖД, добавляет эксперт. Кроме того, отмечает Надежда Малышева, у государства сейчас «большой спрос на развитие угольных терминалов, поэтому владение портовыми активами начинает носить и некий политический характер».


Источник:   Коммерсантъ-Online