На тендер будет выставлено не все месторождение. В июле прошлого года великий хурал (парламент) Монголии утвердил программу, согласно которой месторождение разделено на два сектора: западный и восточный. Лицензией на разработку восточной части будет владеть компания Erdenes-Tavantolgoi, 50% в которой останется у государства, а еще 50% будет продано. Из них 10% раздадут гражданам Монголии, 10% продадут на внутренних аукционах, а еще 30% — на бирже. Улан-Батор уже отобрал инвестбанки, которые будут организовывать размещение: Goldman Sachs, Deutsche Bank, BNP Paribas и Macquarie Group. За этот пакет банки рассчитывают выручить от $1,5 млрд до $5 млрд. Как рассказывал в начале года гендиректор Erdenes-Tavantolgoi Энебиш Баасангомбо, площадкой для размещения будет либо Гонконг, либо Лондон.
Россияне могут претендовать лишь на получение доступа к западному участку Таван-Толгоя, да и то лишь на 30%. РЖД подала заявку на тендер в консорциуме с СУЭК, группой южнокорейских компаний во главе с Korean Resources Corporation, а также японскими Itochu, Sumitomo, Marubeni и Sojitz. В случае победы консорциум во главе с РЖД обещал вложить в проект $1,5 млрд, которые будут пущены на строительство от месторождения железнодорожной линии с колеей по российскому стандарту 1520 мм до города Сайшанд, которая затем была бы соединена с принадлежащей России и Монголии на паритетных началах Улан-Баторской железной дорогой (УБЖД). РЖД также обещала в случае победы на тендере применить льготные тарифы перевозки угля по сети УБЖД с тем, чтобы в дальнейшем транспортировать его по Транссибирской магистрали и через российские порты на Дальнем Востоке. Глава РЖД Владимир Якунин не скрывает, что именно в загрузке Транссиба и получении железнодорожных подрядов заключается главный интерес монополии. Кроме того, заявку подавала En+ Олега Дерипаски.
В шорт-лист претендентов на Таван-Толгой, сформированный в марте правительством Монголии, попали шесть компаний. Помимо консорциума во главе с РЖД в нем фигурируют грозные конкуренты: крупнейший в мире сталелитейный концерн Arselor Mittal, бразильская Vale и британско-швейцарская Xstrata, американская угольная компания Peabody, а также консорциум китайской энергетической корпорации Shenhua и японской Mitsui. Все оставшиеся пять вариантов освоения месторождения предполагают вывоз угля с Таван-Толгоя не по северному, а по южному маршруту. Дело в том, что еще в конце 2008 года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой путь транспортировки будет дешевле. В нем отмечается, что транспортировка на юг откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в Японию и Южную Корею через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле, чем через Россию.
Небольшие шансы на то, что Улан-Батор в итоге предпочтет российскую заявку, как отметил в разговоре с "Ъ" источник в МИД РФ, дают весьма непростые отношения Монголии с Китаем. Дело в том, что КНР на протяжении последних 13 лет является крупнейшим внешнеторговым партнером Монголии и главным инвестором в ее экономику, так что руководство страны опасается еще усиливать зависимость от своего южного соседа. Однако в Улан-Баторе понимают, что более долгий путь приведет к удорожанию монгольского угля, в результате чего он может проиграть ценовую конкуренцию австралийскому. "Логично, если поставки пойдут в Китай, который находится рядом и имеет значительный спрос",— полагает аналитик UBS Глин Локок.
Впрочем, в Улан-Баторе, похоже, нашли весьма изящный выход из этой коллизии. Как заявил в апреле гендиректор топливного департамента министерства природных ресурсов Монголии Эрденепурев Амарху, по итогам тендера из шести претендентов может быть отобрано более одного участника. Источник "Ъ", близкий к правительству Монголии, подтверждает высокую вероятность такого сценария. По его словам, по итогам конкурса Улан-Батор может отдать доли в месторождении двум или более компаниям, чтобы они строили железные дороги и в Китай, и в Россию. "А какая дорога окажется выгоднее, решит рынок",— заключает он.