Металлурги нашли необходимые объемы угля в дальнем зарубежье
Украинские металлурги стали менее зависимы от поставщиков коксующегося угля. Несмотря на их дефицит на украинском и российском рынках, меткомпании увеличили импорт продукции, в основном с собственных шахт из дальнего зарубежья. Правда, значительно нарастить ввоз им по-прежнему не позволяет транспортная инфраструктура, отмечают эксперты.
В январе-мае украинские металлурги сократили закупки отечественного и российского коксующегося угля, нарастив одновременно его импорт из Казахстана, США и Канады, сообщил "Украинским новостям" генеральный директор ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт. За пять месяцев ввоз коксующегося угля из США и Канады увеличился в два раза, до 1,12 млн т, из Казахстана – на 67,6%, до 0,36 млн т. В то же время поставки украинского коксующегося угля сократились на 2,3%, до 7,8 млн т, а импорт из России – на 24,5%, до 2,37 млн т. По словам господина Старовойта, сейчас нет проблем с обеспечением углем коксохимических предприятий, и они удовлетворяют потребности металлургов в коксе.
Начальник аналитического отдела ИК Concorde Capital Андрей Герус объясняет снижение импорта коксующегося угля из одних регионов и рост его поставок из других дефицитом продукции на мировом рынке. "Произошедшие в начале текущего года наводнения в Австралии – крупнейшем экспортере коксующегося угля в мире – спровоцировали его нехватку в мире. Кроме того, крупнейший в России производитель коксующегося угля шахта ´Распадская´ до сих пор не смогла восстановить производство после аварии (в 2009 году.–Ъ)",– отмечает эксперт.
Вследствие этого компании увеличили поставки из США, Канады и Казахстана, где имеют свои мощности, говорит аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров. "В США собственную шахту имеет ´Метинвест´, а в Казахстане – ArcelorMittal. Из Канады на регулярной основе импортирует уголь ´Индустриальный союз Донбасса´ и ArcelorMittal",– говорит он. Он добавляет, что по сравнению с украинским коксующимся углем продукция из Северной Америки более качественная.
Ранее гендиректор "Метинвеста" Игорь Сырый в интервью Ъ заявлял, что группа планирует увеличивать удельный вес качественного коксующегося угля, которого в Украине недостаточно. "Дополнительные объемы можно ввезти из-за рубежа и, естественно, с шахт нашей американской компании (United Coal Company.–Ъ). Для того чтобы делать хороший кокс, условно нужно не меньше 80% высококачественного коксующегося угля, а 20% можно шихтовать тем, что в Украине есть сегодня. Это позволит существенно снизить потребление кокса",– отметил господин Сырый.
До сих пор "Метинвест" не мог увеличить импорт угля с United Coal из-за действия контрактов на его поставку американским металлургическим компаниям, говорит аналитик ИГ ТАСК Вячеслав Иванишин. "Эти контракты были заключены до покупки угольной компании ´Метинвестом´. Их действие закончилось в конце 2010 года",– уточнил он. В свою очередь "АрселорМиттал Кривой Рог" смог нарастить импорт коксующегося угля из Казахстана за счет наращивания его производства на шахтах, подконтрольных материнской компании ArcelorMittal.
Благодаря тому, что в Северной Америке добыча угля проводится открытым способом, его себестоимость порой в несколько раз ниже, чем в России и Украине, говорит аналитик ИК Renaissance Capital Борис Красноженов. "Поэтому их поставки выгодны, но на рентабельность сильно влияет размер судов, которыми осуществляются поставки",– говорит он. Сейчас в Украине действуют всего два порта, способных переваливать коксующийся уголь,– Ильичевский и Южный. О намерении расширить собственные портовые мощности уже заявляли в СКМ Рината Ахметова, которая планирует построить терминал по перевалке угля, руды и других насыпных грузов в порту Южный стоимостью $200 млн, а также в "Смарт-холдинге" Вадима Новинского, инвестирующем 1,5 млрд евро в глубоководный морской порт в Очакове.