Накануне объявления решения о том, кто станет инвестором крупнейшего в мире нетронутого угольного месторождения Таван-Толгой, сразу ряд источников утверждает, что будет принято решение в пользу китайских и российских компаний.
В частности, как пишет Reuters, в числе короткого списка из 3 претендентов на Таван-Толгой – китайско-японский консорциум (Shenhua Energy и Mitsui & Co) и консорциум российской РЖД, корейских POSCO и KEPCO.
По данным источников, близких к монгольскому правительству, принято решение о том, что с учетом геополитических интересов Монголии победа будет отдана китайскому и российскому бизнесу.
Китай является самым близким и самым большим рынком монгольского сырья, он уже сегодня является основным инвестором Монголии. В стране считают, что не могут не учитывать китайские интересы и с точки зрения долгосрочных перспектив сотрудничества двух стран.
Что касается России, второго крупного соседа, то здесь, помимо ностальгии по коммунистическим временам, в течение которых СССР строил в Монголии дороги, предприятия и школы, также присутствует стремление получить помощь РФ в создании железнодорожной инфраструктуры для вывоза угля.
По некоторым данным, возможно также, что победителями тендера, итоги которого будут оглашены до 11 июля, станут не 2, а 3 компании – и третьей в этом случае станет американская Peabody, располагающая самой современной технологией и оборудованием для разработки Таван-Толгоя.
Здесь также присутствует геополитический расчет – РФ и США могут выступить своего рода противовесом для китайского присутствия в Монголии, которое уже становится слишком ощутимым.
В Монголии надеются, что продажа прав на разработку Таван-Толгоя позволит привлечь несколько миллиардов долларов для длинного списка инвестиций в инфраструктуру по всей стране.
Победители тендера получат 30% акций госкомпании Erdenes-Tavantolgoi – будущего разработчика Таван-Толгоя, запасы коксующегося угля которого оцениваются 6 млрд. т.