новости на metcoal.ru: версия для печати
05.07.2011 Таван-Толгой поделили на двенадцать


Всех претендентов на месторождение признали победителями Вчера стали известны победители конкурса на участие в разработке одного из крупнейших в мире угольных месторождений — монгольского Таван-Толгоя. Правительство Монголии решило разделить актив между тремя группами претендентов. В итоге консорциум во главе с ОАО РЖД получит 36% той части Таван-Толгоя, которую будут разрабатывать иностранные инвесторы.

Правительство Монголии решило, что все три заявки на разработку Таван-Толгоя, попавшие в short list претендентов, будут признаны победившими. Reuters со ссылкой на источник в монгольском министерстве ресурсов и энергетики сообщило, что Таван-Толгой будут осваивать американская горнорудная компания Peabody Energy, СП китайской Shenhua и японской Mitsui & Co., а также консорциум во главе с ОАО РЖД (в него также входят российская СУЭК, южнокорейские POSCO, KEPCO, LG и Daewoo, японские Itochu, Sumitomo, Marubeni и Sojitz). "Нужно только одобрение парламента,— утверждает источник Reuters.— Есть желание, чтобы все три участника совместно разрабатывали Таван-Толгой". Другой российский претендент, En+ Олега Дерипаски, в short list не вошла. Окончательное решение по проекту парламент Монголии должен вынести до 11 июля.

По данным AFP, консорциум с участием российских компаний получит в месторождении 36%, Peabody — 24%, оставшиеся 40% достанутся Shenhua (агентство не упоминает ее партнера Mitsui). Зарубежные инвесторы будут разрабатывать западную честь Таван-Толгоя, запасы которой оцениваются в 5 млрд тонн угля, а необходимые инвестиции — в $7,3 млрд.

Таван-Толгой — угольное месторождение на юге Монголии, в пустыне Гоби, одно из крупнейших в мире по запасам (6,5 млрд тонн угля, около 40% из которых — высококалорийный коксующийся уголь). Частичная разработка месторождения началась в 1967 году. Монголия разделила Таван-Толгой на две зоны: в одной части разработку будет вести группа международных инвесторов, в другой — монгольская Erdenes Tavan Tolgoi, 50% которой будет принадлежать правительству, а еще 50% распределят между инвесторами и гражданами Монголии. IPO Erdenes Tavan Tolgoi запланировано на конец года.

"Логика монгольских властей понятна — они хотят диверсифицировать риски",— говорит Дмитрий Смолин из "Уралсиба". Он, однако, отмечает, что консорциум в составе более десятка участников вряд ли будет эффективным, полагая, что со временем один из консорциумов консолидирует доли других. "Особенно это можно ожидать от китайцев",— считает аналитик. Представители победителей вчера не комментировали ситуацию до официального объявления итогов тендера.

История с разработкой Таван-Толгоя с участием российских компаний тянется с 2006 года, в 2009 году в борьбу официально включилось ОАО РЖД. Несколько раз монополия объявляла, что достигла соглашения с властями Монголии о получении Таван-Толгоя фактически без конкурса. Однако договоренности не были соблюдены, и месторождение выставили на открытый конкурс. На конкурсной основе Монголия обещает выбрать и подрядчика по строительству железной дороги к месторождению. В начале 2011 года стало известно, что ОАО РЖД решило участвовать в конкурсе на разработку Таван-Толгоя, создав консорциум с СУЭК, корейскими и японскими компаниями. В мае представители ОАО РЖД заявляли, что монополия готова вложить в железнодорожную инфраструктуру для Таван-Толгоя $1,5 млрд. Как изменятся эти планы после раздела месторождения между претендентами, в ОАО РЖД вчера уточнить не смогли.


Источник:   Коммерсантъ