Еще в апреле стало известно, что структуры Геннадия Тимченко ведут переговоры с компанией «Интергео» Михаила Прохорова о покупке 51% якутской угольной компании «Колмар». Сумма сделки может составить около $300 млн, сообщало Bloomberg.
Сегодня две компании Тимченко — Gunvor и Volga Resources — впервые раскрыли детали сделки.
Во-первых, компании сообщили, кто является владельцем 49% «Колмара» (что никогда не раскрывалось официально). Это предприниматель Анатолий Митрошин: именно подконтрольная Митрошину Bixcut Holdings Ltd. и является сейчас партнером Прохорова в «Колмаре», следует из пресс-релиза Gunvor и Volga.
Во-вторых, именно Митрошин (через подконтрольную ему Lonestate Assets Ltd.) покупает 51% «Колмара» у «Интергео», отмечается в сообщении. А совместное предприятие Gunvor и Volga — Montlink Ltd. — профинансирует эту покупку.
В начале года Lonestate обращалась в ФАС с ходатайством на покупку 51% «Колмара», сообщали ранее «Ведомостям» в пресс-службе ведомства, но бенефициаров покупателя не раскрывали.
Впоследствии заем Montlink может быть конвертирован в долю «Колмара», отмечается в пресс-релизе. Когда это произойдет, о какой доле идет речь, какова сумма займа и почему Montlink не покупает актив сейчас, компании не уточняют.
В пресс-релизе лишь отмечается, что Bixcut и Montlink заключают соглашение о всестороннем партнерстве в рамках дальнейшего развития «Колмара», что «подразумевает осуществление совместных инвестиций в добычу, обогащение и продажу высококачественного коксующегося угля на внутреннем и международном рынках».
«Я рад объявить о сотрудничестве с Gunvor и Volga Resources, направленном на обеспечение дальнейшего развития группы компаний «Колмар», — приводятся в пресс-релизе слова Митрошина.
Основные активы «Колмара» — лицензии на освоение Чульмаканского и Денисовского каменноугольных месторождений. Общий балансовый объем запасов — 363 млн т (ABC1, данные Gunvor и Volga). Операционные активы — Денисовская шахта и Инаглинский карьер. Плановая добыча — примерно 3-4 млн т коксующегося угля в год.
Сейчас основной бизнес Gunvor — это нефть. И каковы перспективы для угля, трейдер никогда не раскрывал. Единственный показатель, который согласился сообщить «Ведомостям» представитель Gunvor, — доля угля в годовой выручке трейдера: сейчас она не превышает 2%, но в перспективе двух-трех лет может достичь 10-15% «в соответствии с планами развития и оценками компании». Прошлогодняя выручка Gunvor — $65 млрд. Получается, сейчас на уголь приходится максимум $1,3 млрд. По средней цене коксующегося угля в прошлом году ($191/т) это примерно 6-7 млн т.
Каким углям отдает предпочтение Gunvor, его представитель не комментирует. Но основные запасы «Колмара» — коксующийся уголь, а это пока крупнейший актив, который должен появиться в копилке трейдера. Ведь до сих пор официально объявлялось только о двух приобретениях структур Gunvor — южно-африканских угольных компаниях Leeuw Mining and Exploration (LME) и Keaton Energy Holdings. У Keaton выручки за последний отчетный период не было. А LME сообщает о добыче лишь то, что в среднесрочной перспективе она должна составить 2 млн т в год, а в долгосрочной — 5 млн.