В ближайшие дни состоится специальное заседание Кабмина, посвященное проблемам безопасности труда на отечественных угледобывающих шахтах.
В ближайшие дни состоится специальное заседание Кабмина, посвященное проблемам безопасности труда на отечественных угледобывающих шахтах.
Эта мера анонсировал премьер-министр Николай Азаров. Планируется, что одним из главных его итогов станет решение о создании единого Центра горной безопасности, который значительно повысит эффективность действующей системы контроля в этой сфере.
«Все шахты должны быть оборудованы телекоммуникационными системами контроля и наблюдения, которые будут в онлайновом режиме передавать объективную информацию о соблюдении норм безопасности в этот центр», — подчеркнул Азаров.
По его словам, необходимость в его создании обусловлена тем, что украинские шахты имеют разные формы собственности, поэтому государственным органам сложно контролировать соблюдение норм безопасности на всех предприятиях. «Иногда государственный надзор наталкивается на препятствия со стороны владельцев или арендаторов», — уточнил премьер.
Сигнал тревоги
Такой оказалась реакция правительства на аварии, случившиеся несколько дней назад на двух украинских шахтах. 29 июля на шахте имени Бажанова, входящей в состав ГП «Макеевуголь» в Донецкой области, рухнул копер — наземная часть устройства для подъема-спуска людей и грузов в основном стволе.
В этот же день прогремел взрыв метано-угольной смеси на шахте «Суходольская-Восточная» в Луганской области. Следствием обеих аварий стала гибель 27 человек, а также тяжелые травмы, полученные многими горняками.
Уже 1 августа Министерство энергетики и угольной промышленности и Министерство чрезвычайных ситуаций издали совместный приказ.
Согласно ему Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины — Госгорпромнадзор — начала обследования всех копров, копровых зданий и сооружений на предмет их соответствия нормам безопасности. Работы продлятся два месяца.
А 5 августа стали известны причины обвала копра на шахте имени Бажанова. По предварительным данным Госгорпромнадзора, одна из них — наличие в стенах копра больших зон с низкой прочностью бетона.
Кроме того, вследствие длительной эксплуатации копра, которая приблизилась к предельному сроку, в стенах появились трещины, что привело к ускорению коррозии.
За замены шведских подъемных машин и электродвигателей в 1981 году и 1988 году на более мощные и тяжелые отечественные машины нагрузка на копер возросло. Наконец, нарушение герметичности одного из вентиляционных каналов могло стать источником накопления грунтовых вод и причиной ослабления грунта под фундаментом.
На днях появились и первые результаты проверок. Так, Госгорпромнадзор запретил эксплуатацию копров на шахтах «Степная», «Лесная» и «Заречная», входящих в ГП «Львовуголь», а также на шахте «Нововолынская» ГП «Волыньуголь».
Основанием для принятия такого решения стало, прежде всего, завершение срока эксплуатации этих копров, а также невыполнение на этих предприятиях работ по устранению дефектов в соответствии с рекомендациями НИИ горной механики имени Федорова.
Таким образом, за четыре дня проверки были выведены из эксплуатацию четыре копры, и вполне вероятно, что на момент ее завершения этот показатель значительно вырастет.
В погоне за прибылью
«Обрушение копра на шахте имени Бажанова — беспрецедентный случай в истории мирового углепрома, однако его можно было предвидеть. В первые годы независимой Украины эксперты подчеркивали, что 80% шахтных сооружений морально и физически изношены», — подчеркнула пресс-секретарь ГП «Макеевуголь» Вера Лященко.
«Макеевуголь», созданное 75 лет назад, здесь не исключение. «Шахта имени Бажанова была построена в конце 1950-х годов, а с 1964 года начала работать на полную мощность. При этом срок эксплуатации шахты и копра — 47-50 лет. Эта авария — ужасное сигнал, что износ не состоялась», — уточняет Лященко .
По словам управляющего партнера Kreston GCG Сергея Атамась, до сих пор большинство аварий на украинских шахтах была подобна той, которая произошла на шахте «Суходольская-Восточная». «Речь идет о обвалы породы, возгорания газа и угольной пыли из-за смещения подвижных пластов на разрабатываемых участках», — объясняет он.
«Угольные пласты в Украине содержат большое количество метана, а это влечет его частые взрывы», — добавляет старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Дмитрий Ленда.
Эксперты говорят, что сейчас показатель уровня смертности и травматизма в украинской угольной отрасли — один из самых высоких в мире. И это следствие не только объективных причин.
«Методы борьбы с аварийностью известны еще со времен СССР: соблюдение технологии угледобычи и неуклонное выполнение норм безопасности. Однако это требует затрат на обновление оборудования и ведет к сокращению прибыли», — отмечает Ленда.
То есть если у государства средств на модернизацию не хватает, то частные зачастую на этом экономят, и коррумпированная система контроля позволяет им это делать. К тому же, стремление повысить объемы угледобычи перегружает производственные мощности, что увеличивает уровень аварийности, рассказывает эксперт.
По мнению Ленды, создание единого Центра горной безопасности делу не поможет.
«Сейчас функции контроля безопасности угледобычи выполняет Госгорпромнадзор. Проблема в том, что делает он это неэффективно, позволяя нарушения технологии. В условиях коррумпированности общества есть все основания полагать, что новая структура не будет лучше старую», — уверен он.
Лященко видит выход в долгосрочных капитальных государственных инвестициях в отрасль: «Частный владелец этого делать не будет — ему нужен мгновенный выгоду».
Атамась частично разделяет это мнение. «Инвестирование в технологии безопасности труда — единственное правильное решение для Миненерговугилля», — уверен он. При этом он отмечает, что отдельные представители крупного частного капитала в угольной отрасли уже демонстрируют эффективный подход к решению проблем промышленной безопасности.
Неутешительные прогнозы
Шахты имени Бажанова и «Суходольская-Восточная» — ведущие отечественные предприятия, специализирующиеся на добыче коксующегося угля, одного из трех основных видов сырья для металлургов. В первом полугодии 2011 года шахта имени Бажанова добыла 413,9 тысячи тонн угля, «Суходольская-Восточная» — 652,3 тысячи тонн.
Доля обеих шахт в общем объеме добычи коксующегося угля в Украине достигает 9%.Следовательно, их временный выход из строя грозит нехваткой этого вида сырья.
Как отмечает Лященко, в ГП «Макеевуголь», которое насчитывает девять шахт, шахта имени Бажанова — базовая и одна из трех наиболее мощных. До аварии среднесуточный объем добычи там составил 2,4 тысячи тонн угля. Сейчас она полностью выведена из строя, и на ремонт понадобится не менее 16 месяцев.
В этот период, по данным Лященко, дефицит частично компенсирует новая мощная лава на шахте «Бутовская» со среднесуточным объемом производства 1 тысяча тонн.
Последствия же аварии на «Суходольская-Восточная», предполагает директор ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт, ликвидируют до сентября 2011 года.
В таком случае дефицита коксующегося угля для запланированных металлургами объемов производства не будет. Снижение объемов поставок сырья из-за аварии на шахте имени Бажанова в 2011 году может быть компенсировано за счет складских запасов.
Если же возврат к нормальному режиму работы на «Суходольская-Восточная» затянется, то, по прогнозам Старовойта, возникнет нехватка сырья, который придется ликвидировать путем импорта, объемы которого возрастут примерно на 10%.
По данным «Укркокса», в последние годы добыча коксующегося угля на шахтах неуклонно падал, и отечественные металлурги были вынуждены наращивать объемы импорта. В первом полугодии 2011 года доля угля отечественной добычи в общем объеме его потребления коксохимическими заводами — КХЗ — составила 66,8%.
«Необходимость в импорте обусловлена невысоким качеством украинского коксующегося угля, для выпуска хорошего кокса нужно дополнять более качественным импортным углем. Для получения соответствующего сырья для коксования было бы достаточно, если бы доля импортного угля составляла 20-25%», — объясняет Старовойт.
Впрочем, сегодня, констатирует эксперт, украинская угольная отрасль не может обеспечить отечественные КХЗ сырьем на 75-80%. То есть очевидно, что потенциал отечественного углепрома используется далеко не полностью.
«Увеличить добычу и снизить уровень его аварийности в Украине можно лишь путем реформ, которые обеспечили бы приток инвестиций в отрасль. Это бы способствовало строительству шахт и внедрению новых технологий добычи», — заключает Ленда.
Однако Старовойт сомневается в существовании инвестора, который захочет поднимать отрасль: «У государства средств нет, а отечественному бизнесу проще вкладывать деньги в развитие портовых мощностей по приему импортного угля. Это и быстрее, и дешевле. Это означает, что уровень аварийности на шахтах расти» .