В церемонии ее открытия приняли участие губернатор А.Г.Тулеев, генеральный директор УГМК А.А.Козицын (Андрей Анатольевич) и директор угольной компании «Кузбассразрезуголь» (компания в ходит в состав УГМК-холдинга)И.В.Москаленко (Игорь Викторович).
«Краснобродская-Коксовая» построена на промплощадке «Краснобродского угольного разреза» - одного из старейших в области (начал работу еще в 1947 году). Запасы угля на разрезе превышают 200 млн тонн угля, их хватит еще на 30 с лишним лет стабильной работы.
Как отметил губернатор А.Г.Тулеев, новая фабрика возведена всего за 20 месяцев. За это время построены комплекс углеподачи, главный корпус обогащения угля, автоматизированный закрытый склад товарной продукции, бункер породы, котельная, инженерно-лабораторный комплекс и т.д. Весь технологический процесс контролирует комплексная автоматизированная система управления, диспетчер с помощью компьютера видит каждый этап обогащения и может быстро скорректировать его в случае необходимости.
Параллельно со строительством фабрики проводится реконструкция железнодорожной станции, в результате чего ее пропускная способность увеличится в 1,5 раза. Таким образом, по оценке губернатора, проведена колоссальная работа, создан мощный углеперерабатывающий комплекс от добычи угля на разрезе и его обогащения до погрузки готовой продукции в вагоны.
На строительство, оснащение новой фабрики и реконструкцию железнодорожной станции направлено более 3,3 млрд рублей инвестиций. Срок окупаемости фабрики минимальный - всего 2,5 года (у аналогичных фабрик - 3-4 года).
Ввод фабрики позволит перерабатывать весь коксующийся угль, который добывается на Краснобродском разрезе - а это 3 млн тонн в год (всего на «Краснобродском» добывают 7 млн тонн угля в год). Это позволит получать угольный концентрат высокого качества с зольностью до 8% (зольности рядовых углей разреза - около 20%), который отвечает самым современным мировым требованиям.
Мощность новой фабрики составит 2,4 млн тонн концентрата в год. Обогащенный уголь пойдет на крупные металлургические комбинаты России: «Магнитогорский меткомбинат», «Новолипецкий меткомбинат» и ОАО «Северсталь»; а также на экспорт.
При этом решается проблема дефицита железнодорожных вагонов.
Кроме того, на фабрике будет экологически безопасное производство. Во-первых, создан замкнутый цикл использования технической воды, то есть после обогащения угля она не выливается в шламонакопители, как раньше, а снова возвращается в технологический процесс. Во-вторых, на фабрике построены отдельные очистные сооружения для воды, которая используется в хозяйственно-бытовых целях. Здесь вода очищается и не сбрасывается в реки, а опять поступает в производственный процесс.
С пуском фабрики в эксплуатацию будет создано 223 новых высокооплачиваемых рабочих места (средний уровень заработной платы - более 24 тыс. рублей в месяц).
Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят более 480 миллионов рублей в год (в том числе в областной бюджет более 430 млн рублей), отметил А.Г.Тулеев..
Он также отметил, что пуск фабрики стал хорошим подарком ко Дню шахтера для всех кузбассовцев, и подвел итоги работы отрасли. В 2010 году угольщики Кузбасса впервые за всю историю угледобычи в регионе выдали на-гора 185,5 млн тонн угля. А в этом году планируют добыть не менее 190 млн тонн. В целом же область добывает более 57% всего российского угля, а наиболее ценных коксующихся марок - 77%. Таким образом, Кузбасс полностью обеспечивает потребности области и России в целом. Но на сегодняшний день для угольщиков важно не столько количество добытого топлива, сколько его качество, его конкурентоспособность как внутри страны, так и за рубежом. И одна из серьезных проблем отрасли - удаленность мест добычи от портов отгрузки. Расстояние от предприятий Кемеровской области до ближайшего порта составляет 4,5 тысячи километров. В этой связи выгоднее транспортировать обогащенный уголь: железнодорожный тариф остается тем же, но уже не нужно возить пустую породу.
"Все мы понимаем, что поставка рядового угля потребителям - это бесполезные затраты на перевозку миллионов тонн пустой породы. Это отвлечение тысяч железнодорожных вагонов, которых и так хронически не хватает", - отметил А.Г.Тулеев, добавив, что стоимость обогащенного угля в два раза выше стоимости рядового.
А.А.Козицын сообщил, что «Кузбассразрезуголь» уделяет большое внимание вопросам обогащения угля. На угольных разрезах компании действуют 10 обогатительных установок, 4 обогатительные фабрики и 14 перерабатывающих комплексов. Таким образом, 70% всего добываемого на предприятиях компании угля подвергается переработке и обогащению, а еще три года назад перерабатывались менее 60%. А к 2017 году этот показатель увеличится до 90%, то есть будет обогащаться практически весь уголь, переработка которого технически возможна.