ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) связывает проблемы с вывозом угля в Кузбассе с нескоординированной деятельностью многочисленных частных операторов вагонного парка.
Как сообщили "Интерфаксу" в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), объем порожних вагонов, прибывающих под погрузку в Кемеровской области, уже более чем в 2 раза превышает потребности грузоотправителей. Так, по данным на 25 августа, в регионе находилось 18,922 тыс. порожних полувагонов, прибывших под погрузку, тогда как среднесуточная отгрузка составляет порядка 8,7 тыс. вагонов.
В августе число прибывающих под погрузку в Кузбасс порожних полувагонов по сравнению с тем же периодом 2010 г. выросло на 20%. Увеличилось и время их простоя.
Сейчас, по данным ЗСЖД, перевозка угля в области осуществляется в вагонах, которые принадлежат более чем двум сотням независимых компаний, доля перевозок в частных вагонах составляет 99%.
В случае скопления вагонов на подъездных путях грузоотправителя, железная дорога обращается к собственнику вагонов с предложением направить их на другие станции, где имеются заявки на перевозку в их вагонах, сказал собеседник агентства.
"Если вопрос не решается, вагоны отставляются до возможности их приема грузополучателем с оформлением соответствующих документов, однако нормативная база не позволяет принимать меры, которые необходимы для оптимизации деятельности частных операторских компаний в процессе организации перевозок. Кроме того, железная дорога рекомендует грузоотправителю заключать долгосрочные договоры на обеспечение подвижным составом", - сказал он.
Комментируя заявление областной дминистрации о том, что в Кузбассе в связи со сложившейся ситуацией снижаются объемы вывоза угля, собеседник агентства отметил, что за 7 месяцев 2011 г. кузбасское отделение ЗСЖД отправило потребителям 128 млн тонн грузов (на 2,7% больше, чем за тот же период 2010 г.), в том числе 108,6 млн тонн угля (+2%). В июне-июле потребителям отправлено 30,8 млн тонн угля - на 628 тыс. тонн больше, за 24 дня августа отправлено 12 млн тонн угля, что на 4,6% превышает объемы прошлого года.
Губернатор Аман Тулеев ранее заявлял, что в целом в области сложилась критическая ситуация по отправке топлива. "Вагоны в наличии есть, но пути забиты, продукция фактически не вывозится. На складах угледобывающих предприятий скопилось 13 млн тонн угля, что втрое превышает норматив", - сказал А.Тулеев, отметив, что такая ситуация, по его мнению, является следствием непродуманности реформы железнодорожной отрасли в РФ. Выходом из ситуации глава региона считает передачу вагонов в управление единому оператору.
Вице-президент РЖД Салман Бабаев в четверг также объяснял дефицит вагонов под погрузку особенностями работы владельцев подвижного состава, а не его нехваткой на железных дорогах в целом. Большое же количество "порожняка" на сети он связал с тем, что промышленные предприятия, как правило, используют вагоны для перевозок в одном направлении, а операторы вагонов заинтересованы в высоких доходах вагона (что зачастую не соответствует ожиданиям грузоотправителей). С.Бабаев сообщил, что за первые 15 дней августа порожние рейсы по железным дорогам РФ совершили 156 тыс. вагонов. На ЗСЖД число порожних полувагонов растет быстрее погрузки угля.
Топ-менеджер РЖД также указал на несовершенство нормативно правовой базы. Необходимо скорейшее принятие Правил перевозки приватных порожних вагонов, разработанных перевозчиком совместно с Советом операторов ж/д состава (сейчас они проходят согласования в профильных ведомствах). Документ позволит оптимизировать использование инфраструктуры, отметил С.Бабаев.
Между тем, ряд угольных компаний Кузбасса заявлял, что в начале 2011 г. осуществлялись поставки угля, который не был отправлен на экспорт в IV квартале 2010 г. из-за недопоставки вагонов под погрузку. Во вторник гендиректор ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" Андрей Козицын заявил, что сейчас на складах ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (РТС: KZRU) (РТС: KURZ) находится 3 млн тонн угля при норме в 1,5 млн тонн. "Такая ситуация сложилась именно в этом году. В 2010 г. тоже были трудности, особенно в августе-сентябре с завозом угля для ЖКХ, но в целом в рамках года мы все равно выходили из ситуации", - отметил он.