Отсутствие внятной и долгосрочной государственной тарифной политики создает для РЖД существенные риски и высокую степень неопределенности во взаимоотношениях с кредиторами, потенциальными инвесторами и партнерами вплоть до пересмотра контрактов на поставки нового подвижного состава как российского, так и иностранного производства, сообщил у себя в блоге президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
Он напомнил, что Минэкономразвития РФ предложило с 1 июля проиндексировать тариф на грузовые перевозки в 2012 году на 6%. Ранее обсуждался вариант индексации на 7,4%. РЖД в свою очередь заявили, что индексация 6% приведет к 80 млрд рублей убытка в 2012 году в случае принятия правительством РФ такого решения.
"Прочитал в газетах, что на одном из совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова была озвучена очередная новация в области ценообразования на грузовые железнодорожные перевозки. Минэкономразвития предложило сократить индексацию тарифов отрасли на 2012 год до 6% и ввести их только с 1 июля, причем ответ на вопрос, какова будет итоговая эффективная ставка по году, до сих пор не прозвучал. Это существенно меньше даже "компромиссного" варианта в 7,4%, который до этого обсуждался. При этом не факт, что компенсируют 40 млрд рублей на реализацию инфраструктурных проектов. По крайней мере, соответствующие намерения правительства пока не подтверждены", – пишет Якунин.
Условия функционирования железнодорожной отрасли при столь малой индексации тарифов выглядят крайне неблагоприятными, продолжает он, – "поправка" Минэкономразвития выливается в 80 млрд рублей недополученных средств на поддержание нормального функционирования инфраструктуры железных дорог.
"Подчеркиваю, что речь идет как минимум о средствах, необходимых для нормального технического состояния сети. Что же касается инвестиций на обновление и развитие, то такая индексация вообще не предполагает их привлечения", – отметил Якунин.
При сокращении инвестиционного ресурса, говорит глава железнодорожной монополии, неизбежно то, что в 2012–2013 годах сеть российских железных дорог столкнется с естественными ограничениями инфраструктуры и не сможет обеспечить прирост перевозок отдельных номенклатур грузов – строительных, угля, нефтяных грузов, руды.
"По представленным в Минэкономразвития расчетам в 2015 году ж/д транспорт не сможет перевезти до 70% прироста планируемой грузовой базы. Это неизбежно окажет серьезное влияние на всю макроэкономическую ситуацию, ведь каждая тонна этих грузов – это новое производство, новые рабочие места, новые налоги, новые поступления в бюджет. Если эти грузы не будут вывезены, и бюджетную систему, и промышленность ждут колоссальные потери", – написал глава РЖД.
Сдерживание тарифов госмонополий, отмечает В. Якунин, создает позитивные импульсы для промышленности и снижает инфляционную нагрузку на экономику – однако с 2002 года, по данным Росстата, железнодорожный тариф вырос в 2,6 раза, тогда как тарифы в угольной отрасли – в 5,1 раза, в топливной – в 4,2 раза, в металлургии в 3,7 раза, в электроэнергетике - в 3 раза.
"Вследствие сдерживания железнодорожных тарифов транспортная составляющая в цене продукции снизилась практически по всем номенклатурам грузов: по коксующимся углям на 40%, по сырой нефти – на 41%, и так далее. Таким образом, уже создана база для развития других отраслей экономики, а бесконечно поддерживать эту диспропорцию и рассчитывать лишь на снижение издержек железных дорог невозможно", – отметил глава РЖД.
Отсутствие средств, отмечает он, приведет к недофинансированию отрасли и нарастанию дефицита инвестиционных средств, что самым непосредственным образом повлияет на финансирование расходов на технологическую безопасность, проектов инновационного развития и "может привести к полному срыву реформы пригородного комплекса".
Кроме того, отметил глава РЖД, поставленная президентом РФ Дмитрием Медведевам задача по повышению эффективности управления издержками госкомпаний "становится просто невыполнимой".
"Например, для повышения энергетической эффективности, снижения расходов электроэнергии необходимы инвестиции как в новый подвижной состав, так и в модернизацию сетевого хозяйства, а их просто не будет. И это лишь один пример", – заключил В. Якунин.