В настоящее время на складах угледобывающих предприятий находится свыше 10,7 млн тонн угля, что в два раза превышает нормативный запас. На ряде предприятий вынуждены сокращать объем производства, в связи с невозможностью отправки продукции.
За восемь месяцев текущего года из-за недостаточного обеспечения вагонами ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» потребителям кузбасского угля не отгружено более 4 млн тонн угольной продукции.
Как отметил первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин, в Кузбассе сложилась крайне сложная ситуация с отгрузкой добытого угля. В связи с реформой ОАО «Российские железные дороги» и передачей вагонного парка в дочерние коммерческие структуры на рынок услуг вышли новые перевозчики со своим подвижным составом и своими условиями оплаты за перевозки. Только на территории Кемеровской области в настоящее время осуществляют перевозки грузов более 200 операторов.
Недостатки существующей нормативной базы, регламентирующей перевозки грузов в собственном подвижном составе и его нахождение на инфраструктуре, привели к нерациональному использованию приватных порожних вагонов, увеличению времени их простоя, росту встречных порожних пробегов и, как следствие, снижению производительности грузовых вагонов и увеличению количества «узких мест» на наиболее востребованных направлениях перевозок.
Сегодня в Кузбассе при наличии на станциях и подъездных путях более 15 тысяч порожних полувагонов для отгрузки угля (разной собственности), но в сутки отгружается менее половины из них.
Занятость инфраструктуры невостребованными приватными вагонами разных операторов, вызывает проблемы не только в работе транспорта, но и угольных предприятий. В результате снижаются объемы по вывозу угля потребителям.
Дальнейшее затягивание с принятием мер по совершенствованию нормативно-правовой базы грозит остановкой производства добычи и переработки угля. Причины недогруза ранее уже неоднократно озвучивались: это не только периодически возникающий острый дефицит вагонов крупнейших операторских компаний, но также и чрезмерный рост нагрузки на станции и подъездные пути вследствие недостатков технологии управления подвижным составом. Фактически управляемость железнодорожной сетью отгрузки угля в настоящее время совершенно недостаточна.