Порты Дальнего Востока работают на пределе своих возможностей из-за возросшего спроса на уголь в странах Азии, в первом полугодии текущего года через них прошло 20,4 млн тонн угля, что на 23% больше, чем в первой половине 2010 года. Об этом сообщают „Ведомости“.
Это вызвано ростом спроса на уголь в Азии, в том числе из-за увеличения производства стали, а также аварией на АЭС „Фукусима“, после которой выросла доля угольной генерации в Японии. Еще одна причина – сокращение предложения австралийского угля из-за наводнения в начале года.
Стивидоры торопятся строить на Дальнем Востоке терминалы. СУЭК собирается в следующем году вдвое расширить угольный терминал в Ванино до 24 млн тонн в год. По информации из Evraz Group говорит, что угольные мощности подконтрольного группе Находкинского морского торгового порта к 2013 году вырастут с 2,5 млн в год до 5 млн тонн. „Мечел“ в 2012 году расширит порт Посьет с 5 млн до 9 млн тонн угля, а в будущем компания намерена построить угольный терминал в бухте Мучка (поселок Ванино) на 25 млн тонн.
Перевалка угля через порты Дальнего Востока стала интересна и независимым портовым операторам. Global Ports готовится запустить мощности по перевалке угля в порту Восточный на 1 млн тонн. Группа „Сумма“ рассчитывает построить там же универсальный комплекс, где будет переваливаться до 20 млн тонн угля в год.
Если все эти планы реализуются, мощности угольных терминалов Дальнего Востока вырастут почти втрое, до 116 млн тонн.
Однако по мнению экспертов, загрузить такой объем будет нереально, учитывая, что добыча угля в РФ за девять месяцев 2011 года составила 212,2 млн тонн, а экспорт — 68 млн тонн. Кроме того, планы стивидорных компаний по расширению мощностей могут сорваться из-за неразвитости железнодорожной инфраструктуры.