Руководство Кемеровской области, Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал ОАО "РЖД" (РТС: RZHD)) и угледобывающих предприятий региона на совещании в пятницу подписали протокол, предусматривающий заключение до 1 декабря с 11 крупными грузоперевозчиками соглашений на 2012 год, гарантирующих вывоз грузов.
Как сообщил присутствовавший на совещании корреспондент "Интерфакса", заключать соглашения предлагается с ОАО "ПГК", ОАО "ВГК", ООО "НефтеТрансСервис", ОАО "ТК "Новотранс", ООО "СибУглеМетТранс", ОАО "РГ-Транс", ООО "ЗапСибТрансСервис", ОАО "СУЭК", ООО "Независимая транспортная компания", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "Мечел-Транс".
По словам первого заместителя начальника ЗСЖД Александра Бородача, в активе этих компаний 336 тыс. полувагонов, или 75% общего числа полувагонов в стране. "Этого достаточно для выполнения обязательств, с учетом перспективы роста грузопотока", - сказал он.
Небольшим компаниям-грузоперевозчикам предлагается, в частности, объединиться под эгидой 11 крупных операторов. "Малые владельцы подвижного состава должны под эгидой этих 11 крупных операторов объединиться. Какой найдете метод? Сдача в аренду полувагонов, или другие (методы - ИФ), но это будет решение возникшей проблемы вывоза угля из Кузбасса", - сказал А.Бородач, добавив, что на территории Кемеровской области работает 200-250 небольших операторов.
Он подчеркнул, что грузоотправители имеют право заключать договоры с другими перевозчиками, помимо 11 предложенных, с которыми уже отлажено сотрудничество. Отработать механизм взаимодействия стороны должны до 20 ноября.
В тоже время планируется, что до 1 ноября руководство ЗСЖД и крупнейших угольных предприятий Кемеровской области разработают типовое соглашение.
ЗСЖД до 15 ноября рассчитывает согласовать с РЖД право отказывать в допуске собственникам порожних полувагонов, не имеющим соглашений с грузоотправителями Кузбасса и согласованных заявок на перевозку грузов.
Поясняя необходимость принятия таких мер, А.Бородач сказал, что за 9 месяцев 2011 года общая погрузка в Кемеровской области составила 163,5 млн тонн грузов (рост на 2,5% по сравнению с показателем 2010 года), в том числе отгружено 138,6 млн тонн угля (рост на 2%). В начале октября ситуация усугубилась, темпы погрузки угля, кокса, черных металлов и руды значительно снизились при наличии порожних полувагонов.
"Ежесуточно на углепогрузочных станциях оставались неиспользованными около 1,5 тыс. полувагонов различных собственников. Были случаи "бросания" поездов с порожними вагонами. При этом наблюдался дефицит полувагонов парка "ПГК" и "ВГК", которыми на основе агентских соглашений оперирует РЖД", - сказал А.Бородач.
Он отметил, что с 3 января 2012 года вступает в силу приказ министерства транспорта РФ "О внесении изменений в некоторые акты министерства путей сообщения", в котором, в частности, предусмотрен более жесткий порядок работы с порожним подвижным составом. Перевозчиков обяжут в течение 3 часов после получения уведомления от грузоотправителя либо согласовать указанные отправителем дату и время приема груза, либо представить отказ с указанием технических или технологических причин.
"Но если мы будем ждать, когда вступит в силу этот приказ, мы остановимся. Если до января ждать, то в ноябре нас занесет снегом", - сказал первый замначальника ЗСЖД.
Как сообщалось, с августа 2011 года угледобывающие компании и власти Кемеровской области сообщали о сложностях с вывозом угля по железной дороге. В сентябре остатки угля на складах угольных компаний достигли 13 млн тонн, что более чем вдвое превышает нормативный уровень.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев объяснял это тем, что в результате реформирования РЖД появилось огромное количество собственников подвижного состава, которые не координируются между собой.