новости на metcoal.ru: версия для печати
28.10.2011 Лисин перегрузил Тимченко


Владимир Лисин стал владельцем «Первой грузовой компании» – крупнейшего российского оператора перевозок. Бизнесмен выиграл аукцион за один шаг, заплатив 125,5 млрд рублей и обойдя основного претендента — компанию Геннадия Тимченко. Для оптимизации бизнеса ПГК Лисин подходит лучше других претендентов, отмечают эксперты.

Структура владельца НЛМК Владимира Лисина «Независимая транспортная компания» выиграла аукцион по продаже 75% минус 2 акции Первой грузовой компании. Как сообщил «Интерфаксу» участник, знакомый с ходом торгов, в аукционе был сделан лишь один шаг. В итоге «дочка» РЖД досталась Лисину за 125,5 млрд рублей (стартовая цена актива составляла 125,375 млрд руб., первый шаг — 125 млн рублей, последующие — 500 млн рублей).

В UCL Holding, объединяющем транспортные активы Лисина, итоги аукциона оценивают как успешные.

«Приобретение Первой грузовой компании позволит UCL Holding стать крупнейшим игроком на рынке внутрироссийских и международных железнодорожных грузоперевозок», – говорят в компании.

Кроме Лисина (в торгах принимало участие также его ООО «НТК-Вагон») на крупнейшего российского оператора перевозок претендовали также ООО «Трансойл» совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко и ЗАО «Нефтетранссервис» (НТС) братьев Аминовых. Конкурсная комиссия в среду допустила к торгам лишь этих участников.

В «Трансойл» «Газете.Ru» сообщили, что компания присутствовала на торгах. «Приобретение ПГК могло бы стать наиболее эффективным способом реализации задачи, направленной на формирование универсальной транспортно-логистической компании», – сказали в «Трансойле». В компании «Нефтетранссервис» не смогли предоставить оперативный комментарий.

Победа Лисина стала для экспертов неожиданной. Главным претендентом на актив считался «Трансойл» Тимченко. По данным источников, переговоры с ним о продаже ПГК велись в приоритетном порядке еще с 2010 года.

То, что этот прогноз не оправдался, может позитивно повлиять на развитие компании, считает аналитик «Атон» Никита Мельников. «ПГК в последние два года теряла долю рынка и работала неэффективно. Новому собственнику придется оптимизировать структуру деятельности ПГК», — отмечает он.

В структуру НТК первая грузовая компания впишется лучше, полагает Мельников: «Специфика НТК — навальные грузы, как и у ПГК, «Трансойл» специализируется на наливных».

«Продажа контрольного пакета ОАО ПГК станет ключевым элементом реформы грузового комплекса российских железных дорог. В результате этого шага на рынке появится крупнейший частный игрок в грузовом секторе, а РЖД получат значительные средства на финансирование инвестиционной программы, — заявлял ранее президент РЖД Владимир Якунин. — Условия аукциона позволяют рассчитывать, что в отрасль придет стратегический инвестор, заинтересованный не только в коммерческой выгоде, но и в развитии железнодорожной транспортной системы России».

ПГК обслуживает 25% грузовых перевозок России и владеет более чем 200 тысячами вагонов разных типов. Доля компании в структуре вагонного парка России составляет 22%. В 2010 году ПГК перевезла 302,3 миллиона тонн грузов.

Первоначально РЖД рассматривали два варианта продажи пакета — размещение акций на фондовой бирже и аукцион. Но в августе правительство решило продавать 75% минус две акции на открытом аукционе единым лотом. От участников аукциона требовалось наличие под управлением 15 тыс. грузовых вагонов, российская регистрация, опыт управления подвижным составом от 6 месяцев и устойчивое финансовое положение. В торгах не должны были участвовать компании, подконтрольные государству и связанные с РЖД.

На актив претендовал также железнодорожный оператор Globaltrans, но в конце сентября он отказалась от борьбы, сославшись на нестабильную ситуацию на мировых рынках.

На фоне экономической напряженности в Европе 25 октября Якунин в интервью Reuters заявлял, что боится срыва продажи ПГК. «Это (125 млрд рублей за продаваемый пакет) высокая оценка, очень высокая», — пояснял Якунин. Теперь он сетует, что ПГК могла быть продана дороже.

«С точки зрения цены продажи, как руководитель компании, отвечающий за максимализацию доходов государства, – для этого осуществлялась продажа, – считал бы, что эта цена могла бы оказаться и выше. Хотелось бы больше, но, как известно, лучшее – враг хорошего», – заявил он.

Экспертов не удивляет, что аукцион прошел без борьбы, в один шаг. «Дату торгов объявили более 2 месяцев назад, тогда ситуация на финансовых рынках была более стабильной и инвесторы были настроены оптимистичнее, – говорит аналитик «Газпромбанка» Алексей Астапов. – Сейчас, с учетом продолжающегося долгового кризиса в Европе и угрозы рецессии мировой экономики, инвесторы осторожнее относятся к вложениям. Вероятно, остальные участники сочли даже начальную цену завышенной».

С учетом ситуации на финансовом рынке и состояния парка вагонов ПГК сделка прошла по разумной цене, считает аналитик МДМ Банка Михаил Зак. А по словам Михаила Ганелина из «Тройки диалог», компания обошлась Лисину недешево.

«В парке более 200 тыс. вагонов, которые требуют ремонта, или замены на новые», - напоминает он. Сделка прошла из расчета около $30 тыс. за вагон, новый вагон стоит от $80 тыс.

Средний возраст состава ПГК 17-18 лет, жизненный цикл вагона составляет 25 лет, добавляет Астапов. «Необходимо будет тратиться на обновление. Но сейчас хорошие конъюнктура для частных грузоперевозчиков, спрос на отдельных направлениях – уголь, железная руда, превышает емкость».

«На первом этапе новый собственник едва ли будет вкладывать в обновление подвижного состава, а сосредоточиться на продлении ресурсов существующих вагонов», – не исключает Ганелин.


Источник:   Газета.ru