О планах по экспорту якутского угля в китайский Шанхай заявил вице-премьер правительства республики Анатолий Скрыбыкин в ходе рабочего совещания, посвященного вопросам навигации 2012 года и реализации пилотного проекта транспортно-логистической схемы перевозки каменного угля Зырянского разреза Северным морским путем.
Разработка проекта экспорта угля Зырянки в Китай началась еще в 2010 году по поручению президента республики Егора Борисова. Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров, в рамках соглашения с китайскими партнерами в навигацию 2012 года планируется отправить из Верхнеколымского улуса республики через Северный морской путь 60 тыс. тонн мелкофракционного каменного угля для нужд металлургических предприятий Китая.
Партнеры выразили готовность подписать долгосрочный контракт и на дальнейшую перспективу. Если на текущий год объем экспорта определен в 60 тыс. тонн, то к 2016 году эта цифра возрастет до 500 тыс. тонн.
По заверениям исполнительного директора ЗАО «Колмарпроект» Александра Волхонского производственные мощности Зырянского угольного разреза в состоянии обеспечить необходимые объемы добычи, также имеются планы по интенсивному развитию предприятия.
Основными участниками реализации проекта экспортной перевозки якутского угля в Китай станут Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики, ОАО «Единая Саха (Якутская) транспортная компания», ЗАО Управляющая компания «Колмарпроект», ОАО «Колымская судоходная компания», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» , ОАО «Морской торговый порт Певек», ООО ХК «Якутский речной порт», ООО «Зеленомысский речной порт». Все участники проекта заверили, что готовы к перевозке по реке Колыма 60 тыс. тонн угля на экспорт в навигацию 2012 года.
По итогам совещания вице-премьером правительства Якутии Анатолием Скрыбыкиным дано поручение Государственному комитету по ценовой политике - РЭК РС(Я) совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства республики для формирования конкурентоспособной экспортной цены и вывода угледобывающей компании ЗАО «Зырянский угольный разрез» на угольный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона установить сквозной транспортный тариф для речных и морских перевозок, погрузо-разгрузочных работ, а также перевалки каменного угля в портах при реализации пилотного экспортного проекта.
Кроме того, правительство Якутии намерено обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта о выделении дополнительного финансирования на обеспечение увеличенных габаритов и глубин на лимитирующих участках реки Колыма, а также перевода судоходной обстановки на реке Колыма в освещаемый режим.