Российская угольная промышленность парадоксальна, как и все российское. Увы, страна, обладающая огромными запасами угля (при скромных подсчетах их хватит лет на пятьсот), не очень-то умеет ими грамотно распорядиться.
Богаче России по запасам угля только США. Разведанные угольные ресурсы в нашей стране составляют не менее 193,3 млрд тонн, прогнозируемые - 3 816,7 млрд тонн. Однако для России все эти миллиарды тонн — не только большое благо, но и большая «ноша».
«Олимпийские» рекорды угольной промышленности
Угольная промышленность России и правда наращивает обороты в последнее десятилетие. Объем добычи за этот период вырос почти на четверть, экспорт — втрое.
«Старушка» угольная промышленность еще на многое способна. В прошлом году она продемонстрировала просто олимпийское рвение: рекордных отметок достигли показатели добычи угля - 334,7 млн т, отгрузки угля - 308,7 млн т и экспорта - 104,7 млн т. «Подросли» и цены на ресурс (рядовой уголь подорожал более чем в 1,2 раза), и за год более чем в полтора раза выросла прибыль отрасли, составившая 122 млрд. руб.
В нашей стране вся угольная добыча производится акционерными обществами (форма собственности — частная). И почти 80 процентов объемов добычи осуществляется 16 компаниями. Пять из них — угольно-металлургические (Евраз груп, Мечел-майнинг группы Мечел, Северсталь-ресурс холдинга Северсталь, Промышленно-металлургический холдинг, Уральская горно-металлургическая компания).
На сегодняшний день самым крупным угольным бассейном считается Кузнецкий. Перспективными названы разрезы Восточной Сибири и Дальнего Востока, Канско-Ачинского бассейна, ведется обустройство новых центров по добыче угля на месторождениях в Якутии, Тыве и Забайкальском крае.
«Невывозная» угольная продукция
Казалось бы, добывай и добывай этот почти неиссякаемый уголь. Но замечая успехи российской угольной отрасли, нельзя не заметить и негативные тенденции, проявившиеся в последние годы.
Первое - угольная промышленность неуклонно «выходит из моды». Внутренний спрос на угольную продукцию снижается, что во многом обусловлено межтопливной конкуренцией и, в частности, более быстрым ростом потребления природного газа.
Опасения есть и по поводу экспорта — стоит ли надеяться здесь на устойчивый рост потребления угля? Западные страны все больше ориентируются на возобновляемую энергетику, растет и внешняя конкуренция. И поэтому пока российские компании должны в основном смотреть в сторону Азии и сотрудничать с Китаем и Индией. А некоторые виды дефицитного топлива (например, коксующий уголь) и вовсе приходится импортировать самими.
И еще одно уязвимое место угольной промышленности — это недостаточно развитая транспортная инфраструктура и высокие транспортные издержки. Все это отнюдь не способствует расширению экспортных поставок угля, а напротив, «душит» развитие отрасли. Не все в порядке и в плане пропускной способности магистралей, и в эффективном использовании самого ж/д парка, и в регулировании потоков, и в отстающей законодательной базе. О проблеме всерьез заговорили в прошлом году, когда возникли большие трудности с транспортировкой кузбасского угля, практически перешедшие в конфликт между угольщиками и перевозчиками - пришлось вмешаться правительству.
И, конечно, среди отрицательных моментов — недостаточная социальная защищенность сотрудников отрасли, моральный и технический износ основных фондов (70-75%).
Угольной промышленности необходим рывок для того, чтобы не потерять позиции, которые удалось занять в последние годы, несмотря на трудности. В первую очередь это касается комплексной модернизации отрасли и курса на максимальное использование ее потенциала.
Сейчас уже появилась тенденция при создании новых центров угледобычи заниматься их полным обустройством — от создания инфраструктуры до внедрения новых технологий. Появляются «точки опоры» для модернизации отрасли: например специальный технопарк по разработке технологий и оборудования для горной промышленности (создан в 2008 г.) или первый в России Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН (создан в 2010 г.). Через три года должен быть реализован проект производства продукции с высокой добавленной стоимостью - «Караканский энергоугольный кластер».
Вступление в ВТО «не смертельно» для угольной промышленности
Для того чтобы уйти от проявляющихся все острее технологических, инфраструктурных и сбытовых ограничений, в январе этого года Минэнерго РФ была разработана Программа развития угольной отрасли на период до 2030 года. Программа рассчитана на государственно-частное партнерство: предполагается, что из 3,7 трлн руб. бюджетные средства составят только 251,8 млрд, т. е. менее 9%.
Предполагается, что за период действия программы будет введено 505 млн т новых и усовершенствованных мощностей по добыче угля. При этом принято решение отказаться от 375 млн т мощностей неперспективных предприятий. Очень высокий уровень износа основных фондов планируется сократить до 20%. А центр тяжести в угледобыче переместить на восток страны.
В программе содержатся планы по сокращению дальности перевозок угольной продукции за счет развития местного использования ископаемых. Предусмотрено увеличить уровень обогащения угля с 40 до 60%. Также будет усиливаться тенденция по комплексному освоению месторождений, в частности — проектов по использованию метана.
Угольной промышленности России однозначно необходима модернизация, особенно сейчас - в очень близкой перспективе вступления РФ в ВТО. Конечно, глупо думать, что всего за полгода действия программы, удалось бы провести модернизацию, рассчитанную почти на 20 лет, и вывести отрасль на желаемый уровень. Поэтому угольная промышленность, как и остальные отрасли, вступает в новую эру экономики с определенной растерянностью.
Однако эксперты утверждают, что угольная промышленность в числе тех отраслей, которые смогут ощутить позитивный эффект от вступления в ВТО — правда, в долгосрочной перспективе и в случае либерализации национальной экономики. Что радует: крупные металлургические холдинги, занятые добычей угля (Мечел, Северсталь, Евраз), по прогнозам специалистов, однозначно будут в выигрыше.