Совет директоров Распадской принял решение о погашении акций, приобретенных в ходе прошедшего в конце 2011 — начале 2012 года обратного выкупа. Процедура состоится в том случае, если ее одобрят акционеры компании на собрании 23 октября. Я полагаю, что в принятии положительного решения можно не сомневаться, так как по результатам выкупа около 74% бумаг угольной компании принадлежит двум мажоритариям. А они по этому вопросу, очевидно, выступят «за».
Напомню, что Распадская потратила на выкуп 11,7 млрд руб. При этом в результате неточности, допущенной при утверждении условий процедуры, к выкупу было предложено 129,2% ценных бумаг угольщика. Проведенное ФСФР расследование не выявило никаких нарушений, поэтому итоги buy back были признаны законными.
Распадская получила 10% казначейских акций, или около 78 млн штук. Их погашение приведет к пропорциональному росту долей всех оставшихся участников. Однако тут стоит отметить одну важную деталь — в результате уменьшиться размер free float: до процедуры buy back он был равен 20%, а теперь составит лишь 18%, так как было выкуплено около 19% акций, находящихся в свободном обращении.
Таким образом, с одной стороны погашение — это плюс для акционеров и инвесторов, так как вырастет их доля в уставном капитале, чистой прибыли Распадской, а следовательно, увеличится дивидендная доходность. Но, с другой стороны, несколько снизится ликвидность ценных бумаг из-за уменьшения общего количества торгующихся на бирже акций. А это не самая приятная новость, если принять во внимание падение ценных бумаг Распадской в течение последнего года.
Исправить ситуацию, на мой взгляд, можно как минимум двумя способами. Во-первых, не гасить этот пакет, а продать его на иностранной фондовой площадке, например на LSE. Правда, данная процедура будет выглядеть странно, так как она не соотносится с первоначальными целями обратного выкупа. Во-вторых, мажоритарные акционеры (Евраз и менеджмент в равных долях) могут разместить часть своих пакетов на бирже. Однако в текущих условиях подобное предложение выглядело бы преждевременным, так как рыночная конъюнктура, характеризующаяся снижением цен на коксующийся уголь и стагнацией в металлургическом секторе, не позволит получить справедливую стоимость за размещаемые ценные бумаги.